Аннотация дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
физкультурно - спортивной направленности
«Баскетбол»
возраст обучающихся: 8-10 лет.
Срок реализации 1 год
Баскетбол — один из наиболее увлекательных и массовых видов спорта, получивших
всенародное признание. Его отличает богатое и разнообразное двигательное содержание.
Чтобы играть в баскетбол, необходимо уметь быстро бегать, мгновенно менять
направление и скорость движения, высоко прыгать, обладать силой, ловкостью и
выносливостью. Эмоциональные напряжения, испытываемые во время игры, вызывают в
организме занимающихся высокие сдвиги в деятельности сердечно-сосудистой и
дыхательной систем. Качественные изменения происходят и в двигательном аппарате.
Прыжки при передачах мяча, атаках кольца укрепляют костную систему, суставы
становятся более подвижными, повышается сила и эластичность мышц.
Постоянные взаимодействия с мячом способствуют улучшению глубинного и
периферического зрения, точности и ориентировке в пространстве.
Игра в баскетбол развивает также мгновенную реакцию на зрительные и слуховые сигналы,
повышает мышечное чувство и способность к быстрым чередованиям напряжений и
расслаблений мыши. Небольшой объем статических усилий и нагрузок в игре благотворно
влияет на рост юных спортсменов.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Баскетбол»
составлена в соответствии следующих нормативно-правовых документов:
- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273ФЗ (далее – Закон об образовании);
- Концепцией развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства
РФ от 4 сентября 2014 г. №1726-р);
- Приказом Минпросвещения России от 09.11.2018 N 196 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
Методическими
рекомендациями
по
проектированию
дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)
Минобрнауки России от 18 ноября 2015 №09-3242;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 №41
«Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей»;
- Устав МАОУ лицей № 100
Цель программы: создание условий для полноценного физического развития и
укрепления здоровья, обучающихся посредством приобщения к регулярным занятиям
баскетболом, формирование навыков здорового образа жизни.
В рамках реализации этой цели настоящая программа для обучающихся ориентирует на
решение следующих задач:
Образовательные задачи.
1. Развитие физических качеств и способностей, совершенствование функциональных
возможностей организма, укрепление индивидуального здоровья;
2. Овладение технологиями современных оздоровительных систем физического
воспитания, обогащение индивидуального опыта занятий специально-прикладными
физическими упражнениями и базовыми видами спорта;
3. Освоение системы знаний о занятиях физической культурой как способе
формирования здорового образа жизни и социальных ориентаций;
Развивающие задачи.
Приобретение компетентности в физкультурно-оздоровительной и спортивной
деятельности, овладение навыками творческого сотрудничества в коллективных формах
занятий физическими упражнениями.
Воспитательные задачи.
Воспитание бережного отношения к собственному здоровью, потребности в занятиях
физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью;
Данная программа является программой дополнительного образования, предназначенной
для внеурочной формы дополнительных занятий по физическому воспитанию
общеобразовательных учреждений.
- Отличительные особенности данной программы от уже существующих
образовательных программ заключаются в том, что нет специального отбора и не смотрим
на физиологические возможности обучающегося (рост, вес), что позволяет посещать
тренировки любому обучающемуся, невзирая на его антропометрические данные.
- Специфика:
Подготовку обучающегося необходимо рассматривать как целостную систему, в ней
следует выделить несколько компонентов, которые в свою очередь, состоят из множества
элементов. В качестве основных компонентов системы спортивной подготовки необходимо
рассматривать:
- систему спортивных соревнований. Она представляет собой ряд официальных и
неофициальных соревнований, включенных в единую систему подготовки обучающегося.
Наряду с этим другие (менее значительные) соревнования выполняют важную
подготовительную функцию, поскольку участие в соревнованиях является мощным
фактором совершенствования специфических физических качеств, технической,
тактической и психической подготовленности.
- систему тренировочных мероприятий. Центральным компонентом подготовки является
система спортивной тренировки. В структуре спортивной тренировки принято выделять:
физическую, техническую, тактическую и психическую подготовку. Физическая
подготовка включает разделы по совершенствованию отдельных физических качеств
(силы, выносливости, гибкости, быстроты, координации). В процессе технической
подготовки можно выделить обучение отдельным техническим действиям (элементам) и
т.д.
- систему факторов повышения эффективности тренировочной и соревновательной
деятельности. Решение задач подготовки обучающегося требует направленного
использования факторов повышения эффективности тренировочной и соревновательной
деятельности. В качестве таких факторов можно выделить: питание и фармакологические
средства, физиотерапевтические воздействия, психотерапевтические и биомеханические
факторы.
Новизна программы «Баскетбол» в том, что она учитывает специфику дополнительного
образования и охватывает значительно больше желающих заниматься этим видом спорта,
предъявляя посильные требования в процессе обучения, а также внимание к вопросу
воспитания здорового образа жизни, всестороннего подхода к воспитанию гармоничного
развития обучающегося.
Дополнительная общеобразовательная программа (далее Программа) имеет физкультурноспортивную направленность
Уровень программы стартовый. срок реализации 1 год (первый год обучения)
обучающиеся получают первичное представление о баскетболе и знакомятся с правилами
игры. Рассчитана для детей 8 – 11 лет, не имеющих отклонения в развитии. Численность в
группе 25 человек.
В группы принимаются обучающиеся, желающие заниматься баскетболом и не имеющие
медицинских противопоказаний к данному виду спорта. В качестве основных критериев
для зачисления обучающихся учитывается: состояние здоровья, освоение
предусмотренного программой объема тренировочных и соревновательных нагрузок. На
этапе НП осуществляется физкультурно–спортивная и воспитательная работа,
направленная на разностороннюю физическую подготовку и овладение основами техники
избранного вида спорта.
Основные задачи этапа:
- формирование устойчивого интереса к занятиям спортом;
- формирование широкого круга двигательных умений и навыков;
- освоение основ техники по виду спорта баскетбол;
- приобретение опыта выступления на официальных спортивных соревнованиях по виду
спорта баскетбол;
- всестороннее гармоничное развитие физических качеств;
- укрепление здоровья спортсменов;
Формы проведения занятий
Фронтальная (при проведении разминки, приобретении теоретических знаний, объяснении
нового материала);
коллективная (командная – при проведении учебных игр, обучению навыкам судейства);
групповая (при выполнении упражнений в парах/тройках);
индивидуальная (при работе над броском и ведением).
Календарный учебный график
Начало занятий: 1 сентября 2021 года
Каникулярные дни: 1-4 классы с 31.12.2021 по 09.12.2022
с 01.06.2022 по 31.08.2022
Праздничные дни: 4.11.2021, 23.02.2022, 07.03-08.03.2022, 02.05. - 03.05.2022,
09.05. - 10.05.2022
Окончание занятий 31.05.2022 года
Программа данного курса предназначена для учащихся 1-4 классов и рассчитана на один
год обучения, всего — 222 ч. (теоретических – 15 ч., практических – 207 ч.). Занятия
проводятся 3 раза в неделю по 2 часа.