Юным умникам и умницам

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
лицей №100
Принята на заседании
Педагогического совета
от 30.08.2021г.
Протокол № 1-21/22

Утверждаю:
директор МАОУ лицея№ 100
___________П. В. Корнеев
Приказ № 31-о от 30. 08. 2021 г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа
Социально-гуманитарная направленность

«Юным умникам и умницам»
возраст обучающихся: 6,5-11 лет.
Срок реализации 4 года

Автор - составитель:
Учитель начальных классов
Кокшарова С. Н.

Екатеринбург, 2021

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа «Юным умникам и умницам составлена в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования и разработана на основе программы развития познавательных способностей
учащихся младших классов Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы» с
использованием
методического пособия О. Холодовой «Юным умникам и умницам». –
Москва: РОСТ книга, 2007 г. – с. 191 – 210.
Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий
для учащихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения. Актуальность выбора
определена следующими факторами:
на основе диагностических фактов у учащихся слабо развиты память, устойчивость и
концентрация внимания, наблюдательность, воображение, быстрота реакции.
Отличительными особенностями являются:
1. Определение видов
организации деятельности учащихся, направленных на
достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные
результаты.
3. Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в
достижении планируемых результатов.
4. Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы
оценки: педагогом, администрацией, психологом.
5. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения
программы курса, воспитательного результата положены методики, предложенные Асмоловым
А.Г., Криволаповой Н.А., Холодовой О.А.
6. При планировании содержания занятий прописаны виды познавательной деятельности
учащихся по каждой теме.
Цель: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы
развивающих занятий.
Основные задачи:
развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной
деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять
главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания,
зрительного восприятия, воображения;
развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать
свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано
доказывать свою точку зрения;
формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные
задачи;
развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности
учащихся;
формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и
взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других,
объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения
школьных дисциплин и в практической деятельности.
Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие
познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то
конкретных знаний и умений.

Формы организации учебной деятельности на занятиях курса

«Развитие познавательных способностей. Юным умникам и умницам. Информатика,
логика, математика»»
Работа в группе, в паре.
Индивидуальная работа
Фронтальная работа.
Учебная дискуссия.
Тестирование.
Учебная игра
Урок- путешествия,
Наблюдение.
Практическая работа.
Практическая работа

Календарный учебный график
Начало занятий: 1 сентября 2021 года
Каникулярные дни: 1-4 классы с 31.12.2021 по 09.12.2022
с 01.06.2022 по 31.08.2022
Праздничные дни: 4.11.2021, 23.02.2022, 07.03-08.03.2022, 02.05. - 03.05.2022,
09.05. - 10.05.2022
Окончание занятий 31.05.2022 года
Программа данного курса предназначена для учащихся 1-4 классов и рассчитана на четыре
года обучения, всего — 144 ч. В 1, 2, 3, 4 классах по 36 ч. .
Занятия проходят в течение всего обучения по 1 ч в неделю.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Материал каждого занятия рассчитан на 35 минут. Во время занятий у ребенка
происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки.
Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся,
исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к
данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из
системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и
развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания
задания, и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д., что
привлекательно для младших школьников.
Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач.
Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать
решения, управлять собой в сложных ситуациях.
На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи
определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание
собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при
решении задач любой трудности.
На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка
решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у
всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты
мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия,
например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что
их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью,
В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в
занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются
задачи, которые они могут решать успешно).
Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый
положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять
предлагаемые задания.

Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется
другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение урока.
Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.
В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к
одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой теме
могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые
темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и
решаемых задач.
Для проведения занятий разработан учебно-методический комплект, состоящий из
следующих учебных пособий:
а) двух рабочих тетрадей для учащихся на печатной основе;
б) методического руководства для учителя, в котором излагается один из возможных
вариантов работы с заданиями, помещенными в тетрадях.
В предлагаемом пособии создана система учебных заданий и задач, направленных на
развитие познавательных процессов у младших школьников с целью усиления их
математического развития, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать,
находить закономерности, строя простейшие предположения; проверять их, делать выводы,
иллюстрировать их примерами. В рабочие тетради включены специально подобранные
нестандартные задачи, направленные на развитие познавательных процессов у младших
школьников. Часть заданий отобрана из учебной и педагогической литературы
отечественных и зарубежных, авторов и переработана с учетом возрастных особенностей и
возможностей детей 6-10 лет, часть - составлена автором пособия.
В процессе выполнения каждого задания
происходит развитие почти всех
познавательных процессов, но каждый раз акцент делается на каком-то одном из них.
Учитывая это, все задания условно можно разбить на группы:
- задания на развитие внимания;
- задания на развитие памяти;
- задания на совершенствование воображения;
- задания на развитие логического мышления.
Задания на развитие внимания
К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных
на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости,
переключения и распределения.
Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно
важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути,
оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух трехходовые задачи.
Задания, развивающие память
В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой и
зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и
применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий
учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные учебные термины и
определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и слухового запоминания,
развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для
рационального использования сил и времени.
Задания на развитие и совершенствование воображения
Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания
геометрического характера;
 дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не
изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;
 выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
 вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая
карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);
 выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;

 выделение

из общего рисунка заданных фигур с целью выявления
замаскированного рисунка;
 деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из
нескольких частей, выбираемых из множества данных;
 складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.
Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова
записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором
идет речь) и числограммы (предмет изображен с помощью чисел).
Задания, развивающие мышление
Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие
мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют на
доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и
проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и
правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные
объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями,
учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование
умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).
Рекомендуемая модель занятия в 1 классе
«Мозговая гимнастика » (1-2 минуты)
Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности является важной
частью занятия по РПС. Исследования ученых убедительно доказывают, что под влиянием
физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов,
лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объем памяти, повышается
устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач,
убыстряются психомоторные процессы.
Разминка (3 минуты).
Основной задачей данного этапа является создание у ребят определенного
положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний
невозможно. Поэтому вопросы, включенные в разминку, достаточно легкие. Они способны
вызвать интерес у детей, и рассчитаны на сообразительность, быстроту реакции, окрашены
немалой долей юмора. Но они же и подготавливают ребенка к активной учебнопознавательной деятельности.
Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных
способностей, памяти, внимания, воображения, мышления. (15минут)
Используемые на этом этапе занятия задания не только способствуют развитию этих так
необходимых качеств, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую нагрузку, углублять
знания ребят, разнообразить методы и приемы познавательной деятельности, выполнять
логически-поисковые и творческие задания. Все задания подобраны так, что степень их
трудности увеличивается от занятия к занятию.
Веселая переменка (3-5 минут)
Динамическая пауза, проводимая на данных занятиях, будет не только развивать
двигательную сферу ребенка, но и способствовать развитию умения выполнять несколько
различных заданий одновременно.
Построение предметных картинок, штриховка (15 минут)
На данном этапе занятия ребята штрихуют предметы, которые они нарисовали или
построили при помощи трафаретов с вырезанными геометрическими фигурами. Обведение по
геометрическому трафарету фигур, предметов помогает ребятам рисовать предметы с натуры,
они не искажают пропорции и форму. Штриховка же не только подводит детей к пониманию
симметрии, композиции в декоративном рисовании, но и формирует и совершенствует тонкую
моторику кисти и пальцев рук. Составление, моделирование и штриховка предметов и
попутное составление ребятами небольших рассказов по теме, продолжение начатого рассказа,
работа над словом, словосочетанием, - это и способ развития речи, и овладение

выразительными свойствами языка. Тренируя тонкую моторику рук, ребята одновременно
развивают устную речь.
Рекомендуемая модель занятий во 2 классе
1. «Мозговая гимнастика» (2-3 минуты)
2. Разминка (3-5 минут)
3. Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных
способностей, - памяти, внимания, воображения (15 минут)
4. Веселая переменка (3-5 минут)
5. Логически-поисковые и творческие задания (10-15 минут)
Во 2 классе предлагаются задачи логического характера с целью
совершенствования мыслительных операций: умения делать заключения из двух суждений,
умения сравнивать, делать обобщения, устанавливать закономерности. Вводятся текстовые
задачи из комбинаторики.
Логические задачи на развитие аналитических способностей и способности
рассуждать
В занятия включаются задания «на группировку». Общий смысл таких задач
заключается в поиске общих и отличительных признаков у различных предметов.
Рекомендуемая модель занятий в 3 классе
1. «Мозговая гимнастика» (2 минуты)
2. Разминка (3-5 минут)
3. Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных
способностей, - памяти, внимания, воображения (10 минут)
4. Гимнастика для глаз (1-2 минуты)
5. Логически – поисковые задания (10 минут)
6. Веселая переменка (2-3 минуты)
7. Нестандартные задачи (10-15 минут)
Задачи, предлагаемые на этом этапе, различаются не только по содержанию,
но и по сложности. На каждом занятии обязательно проводится коллективное обсуждение
решения задачи.
Рекомендуемая модель занятий в 4 классе
1. «Мозговая гимнастика» (2 минуты)
2. Разминка (3-5 минут)
3. Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных
способностей, - памяти, внимания, воображения (10 минут)
4. Гимнастика для глаз (1-2 минуты)
5. Логически – поисковые задания (10 минут)
6. Веселая переменка (2-3 минуты)
7. Нестандартные задачи (10-15 минут)
Задачи, предлагаемые на этом этапе, различаются не только по содержанию, но и по
сложности. На каждом занятии обязательно проводится коллективное обсуждение решения
задачи.
Основные принципы распределения материала:
1) системность: задания располагаются в определенном порядке;
2) принцип «спирали»: через каждые 7 занятий задания повторяются;
3)принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются;

4) увеличение объема материала;
5) наращивание темпа выполнения заданий;
6) смена разных видов деятельности.
Таким образом, достигается основная цель обучения - расширение зоны
ближайшего развития ребенка и последовательный перевод ее в непосредственный актив, то
есть в зону актуального развития.
Учебный план
№

Раздел, тема

Количество часов
1 кл

2 кл

3 кл

4 кл

Выявление уровня развития
внимания, восприятия, воображения,
1 памяти и мышления (вводный урок)

1ч

1ч

1ч

1ч

2 Развитие концентрации внимания.
3 Тренировка внимания

4ч

5ч

5ч

4ч

5ч

5ч

5ч

5ч

4 Развитие слуховой памяти.

5ч

5ч

5ч

5ч

5 Тренировка зрительной памяти

5ч

5ч

5ч

5ч

Развитие
аналитических
способностей.
Совершенствование
6
мыслительных операций

5ч

5ч

4ч

5ч

7 Совершенствование воображения.

4ч

4ч

5ч

4ч

8 Развитие логического мышления.
Выявление
уровня
развития
внимания, восприятия, воображения,
9 памяти и мышления на конец
учебного года.

5ч

5ч

5ч

5ч

1ч

1ч

1ч

1ч

Конкурс эрудитов

1ч

0ч

0ч

1ч

Итого:

36ч

36ч

36ч

36ч

10

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
Предлагаемые задания направлены на создание положительной мотивации, на
формирование познавательного интереса к предметам и к знаниям вообще. Эта задача достигается с помощью специально построенной системы заданий, которые помогают преодолеть
неустойчивость внимания шестилеток, непроизвольность процесса зрительного и слухового запоминания и ведут к развитию мыслительной деятельности. В силу возрастных особенностей
первоклассников им предлагаются в основном те задания, выполнение которых предполагает
использование практических действий. На первых порах работы с заданиями можно допускать
угадывание ответа, решения, но тут же постараться подвести учащихся к обоснованию ответа.
При работе над такими заданиями очень важна точная и целенаправленная постановка
вопросов, выделение главного звена при рассуждении, обоснование выбранного решения. Как
правило, это делает учитель, опираясь на ответы детей и давая точное и лаконичное

разъяснение. Очень важно, чтобы пояснения, даваемые учителем, постепенно совращались с
одновременным повышением доли участия детей в поиске решения предложенной задачи.
На последующих этапах предусматривается полный перевод на самостоятельное
выполнение учащимися заданий, предполагающее возможность советоваться с учителем,
соседом по парте, поиск совместного решения парами или группами. Ведущая задача учителя
— поощрять и поддерживать самостоятельность детей в поиске решения. В то же время не
следует предъявлять жёстких требований к тому, чтобы задача была обязательно решена
каждым учеником. Важно следить, чтобы по мере продвижения к этой деятельности все
большее число учащихся класса вовлекалось в неё.
Проверка самостоятельной деятельности учащихся предусматривает обязательное
обсуждение всех предлагаемых учащимися способов решения, уточнение способов решения и
рассуждений, Показ ошибок в рассуждениях, акцентирование внимания детей на наиболее
рациональные, оригинальные и красивые способы решения. Проверка особенно важна для
детей с низким уровнем развития (они в силу своих физиологических особенностей усваивают
все новое с большим трудом и длительное время не могут выполнять задания самостоятельно).
Материал каждого занятия рассчитан на 30-35 минут в первом классе и 40-45 минут в 2, 3, 4
классах.
В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач.
При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по
сложности задач.
Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и
развитие пространственных представлений. Развитие умение ориентироваться
в
пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи,
формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия
предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию
восприятия и наблюдательности.
Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной,
смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты
запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.
Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные
упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение
объёма устойчивости, концентрации внимания.
Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных
предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений
в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное,
умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять
закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза,
сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе
развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения
дидактических игр.
Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было
обнаружено с помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся.
Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы- описания, сочинять сказки.
Формирование умения давать несложные определения понятиям.
Требования к уровню подготовки
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех
людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие
для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы
и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих
универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий .
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией
рабочей тетради.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку
деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с
помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в
учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой
жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной
работы всего класса.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие
математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства,
плоские геометрические фигуры.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические
рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных,
рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи
с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков,
схем).
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной
речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Читать и пересказывать текст.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений:
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
-выделять существенные признаки предметов;
-сравнивать между собой предметы, явления;
-обобщать, делать несложные выводы;
-классифицировать явления, предметы;
-определять последовательность событий;
-судить о противоположных явлениях;
-давать определения тем или иным понятиям;
-определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
-выявлять функциональные отношения между понятиями;
-выявлять закономерности и проводить аналогии.

В результате обучения по данной программе учащиеся должны научиться:
 логически рассуждать, пользуясь приемами анализа, сравнения, обобщения,
классификации, систематизации;
 обоснованно делать выводы, доказывать;
 обобщать математический материал;
 находить разные решения нестандартных задач.
К концу обучения учащиеся должны уметь:
 анализировать варианты рассуждений, восстанавливать ход рассуждений;
 решать логически-поисковые задачи, нестандартные задачи;
Но основной показатель качества освоения программы - личностный рост обучающегося,
его самореализация и определение своего места в детском коллективе. Чтобы добиться
ожидаемого конечного результата, необходим промежуточный контроль, проверка
знаний и умений обучающихся.
Формы промежуточного и итогового контроля
В основу изучения курса положены ценностные ориентиры, достижение которых
определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об
общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах
поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной
жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие
ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного
социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и
позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа,
мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет
взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной,
дружественной про-социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок
получает, или не получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных
знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного
общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в
открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую
незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный
человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем,
гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного
действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо
существование гражданина и гражданского общества.
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:
 Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития
учащихся
по методикам Холодовой О, Криволаповой Н.А. (результаты
фиксируются в зачетном листе учителя);
 Текущий:

-прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его
реального выполнения;
- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью
выполнения операций, входящих в состав действия;
-рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и
опирающийся на понимание принципов его построения;
-контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия
методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
 Итоговый контроль в формах
-тестирование;
-практические работы;
-творческие работы учащихся;
Контрольные задания.
 Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания
- незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем,
которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление
индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения
его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В
рамках накопительной системы, создание портфолио. Мониторинг персональных достижений
см. приложение.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№
п/
п
1

Тематическое планирование курса «Умники и умницы», 1 класс автор О. Холодова
36 часов в год (1 час в неделю)
месяц
Тема занятия
Кол-во Формы
часов
контроля
1 неделя

Выявление уровня развития внимания, восприятия,
воображения, памяти и мышления. Графический диктант
(вводный урок)
Развитие концентрации внимания. Графический диктант.

1

2

2 неделя

3

3 неделя

Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический
диктант.

1

4

4 неделя

1

5

5 неделя

6

6 неделя

7

7 неделя

8

8 неделя

9

9 неделя

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.
Графический диктант.
Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.
Графический диктант.
Развитие аналитических способностей.
Совершенствование мыслительных операций.
Графический диктант.
Совершенствование воображения. Задания по
перекладыванию палочек. Рисуем по образцу.
Развитие логического мышления. Совершенствование
мыслительных операций. Графический диктант
Развитие концентрации внимания. Развитие мышления.
Графический диктант.

1

1
1

1
1
1

Стартовая
диагностика

10
11
12
13

14
15
16
17
18
19
20

21
22
23
24
25
26
27

28
29
30
31
32
33

10
неделя
11
неделя
12
неделя
13
неделя
14
неделя
15
неделя
16
неделя
17
неделя
18
неделя
19
неделя
20
неделя
21
неделя
22
неделя
23
неделя
24
неделя
25
неделя
26
неделя
27
неделя
28
неделя
29
неделя
30
неделя
31
неделя
32
неделя
33
неделя

Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический
диктант.
Развитие слуховой памяти. Развитие мышления.
Графический диктант.
Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.
Графический диктант.
Развитие аналитических способностей.
Совершенствование мыслительных операций.
Графический диктант.
Совершенствование воображения. Задания по
перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.
Развитие логического мышления. Совершенствование
мыслительных операций. Графический диктант
Развитие концентрации внимания. Развитие мышления.
Графические диктанты.
Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический
диктант.
Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.
Графический диктант.
Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.
Графический диктант.
Развитие аналитических способностей.
Совершенствование мыслительных операций.
Графический диктант.
Совершенствование воображения. Задания по
перекладыванию палочек. Рисуем по образцу.
Развитие логического мышления. Совершенствование
мыслительных операций. Графический диктант
Развитие концентрации внимания. Развитие мышления.
Графические диктанты.
Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический
диктант.
Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.
Графический диктант.
Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.
Графический диктант.
Развитие аналитических способностей.
Совершенствование мыслительных операций.
Графический диктант.
Совершенствование воображения. Задания по
перекладыванию палочек. Рисуем по образцу.
Развитие логического мышления. Совершенствование
мыслительных операций. Графический диктант
Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический
диктант.
Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.
Графический диктант.
Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.
Графический диктант.
Развитие аналитических способностей.
Совершенствование мыслительных операций.
Графический диктант.

1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1

34

34
неделя
35
неделя

35

36

36
неделя

Развитие логического мышления. Совершенствование
мыслительных операций. Графический диктант
Выявление уровня развития внимания, восприятия,
воображения, памяти и мышления на конец учебного
года.
Конкурс эрудитов

1
1

1

Итоговый
контроль

Тематическое планирование курса «Умники и умницы», 2 класс автор О. Холодова
36 часов в год (1 час в неделю)
Методы и приёмы организации учебной деятельности второклассников в большей
степени, чем первоклассников, ориентированы на усиление самостоятельной практической и
умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также
познавательной активности детей.
Большое внимание, как и в первом классе, уделяется проверке самостоятельно
выполненных заданий, их корректировке,
объяснению причин допущенных ошибок,
обсуждению различных способов поиска и выполнения того или иного задания.
На занятие по РПС во втором классе отводится 40-45 минут.
№ месяц
п/п
1.

1 неделя

2.

2 неделя

3.

3 неделя

4.

4 неделя

5.

5 неделя

6.

6 неделя

7.

7 неделя

8.

8 неделя

9.

9 неделя

10.

10
неделя
11
неделя
12
неделя
13
неделя
14
неделя
15

11.
12.
13.
14.
15.

Тема занятия

Кол-во
часов

Формы
контроля

Выявление уровня развития внимания, восприятия,
воображения, памяти и мышления. Графический
диктант.
Развитие концентрации внимания. Графический
диктант.
Тренировка внимания. Развитие мышления.
Графический диктант.
Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.
Графический диктант.
Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.
Графический диктант.
Развитие аналитических способностей.
Совершенствование мыслительных операций.
Графический диктант.
Совершенствование воображения. Задания по
перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.
Развитие концентрации внимания. Графический
диктант. Совершенствование мыслительных
операций.
Развитие логического мышления. Графический
диктант.
Тренировка внимания. Развитие мышления.
Графический диктант.
Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.
Графический диктант.
Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.
Графический диктант.
Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.
Графический диктант.
Совершенствование воображения. Задания по
перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.
Развитие логического мышления. Совершенствования

1

Входной
контроль

1
1
1
1
1

1
1

1
1
1
1
1
1
1

16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.

28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35
36

неделя
16
неделя
17
неделя
18
неделя
19
неделя
20
неделя
21
неделя
22
неделя
23
неделя
24
неделя
25
неделя
26
неделя
27
неделя

мыслительных операция. Графический диктант.
Развитие концентрации внимания. Развитие
мышления. Графический диктант.
Тренировка внимания. Развитие мышления.
Графический диктант.
Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.
Графический диктант.
Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.
Графический диктант.
Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.
Графический диктант.
Совершенствование воображения. Задания по
перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.
Развитие логического мышления. Совершенствование
мыслительных операций. Графический диктант.
Развитие концентрации внимания. Развитие
мышления. Графический диктант.
Тренировка внимания. Развитие мышления.
Графический диктант.
Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.
Графический диктант.
Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.
Графический диктант.
Развитие аналитических способностей.
Совершенствование мыслительных операций.
Графический диктант.
28
Совершенствование воображения. Задания по
неделя
перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.
29
Развитие логического мышления. Совершенствование
неделя
мыслительных операций. Графический диктант.
30
Развитие концентрации внимания. Развитие
неделя
мышления. Графический диктант.
31
Тренировка внимания. Развитие мышления.
неделя
Графический диктант.
32
Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.
неделя
Графический диктант.
33
Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.
неделя
Графический диктант.
34
Совершенствование мыслительных операций.
неделя
Развитие аналитических способностей.
35
Развитие логического мышления. Совершенствование
неделя
мыслительных операций. Графический диктант.
36неделя Выявление уровня развития внимания, восприятия,
воображения, памяти и мышления на конец учебного
года.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1

Итоговый
контроль

Тематическое планирование курса «Умники и умницы», 3 класс автор О. Холодова
36 часов в год (1 час в неделю)
Курс РПС в 3 классе, продолжая и углубляя общие линии этого направления,
заложенные в первых двух классах, имеет и свои особенности.
Одна из таких особенностей - смещение акцента на усиление роли логически-поисковых
заданий и логических задач для развития мышления учащихся. Это, конечно, не означает

отсутствия материала для целенаправленного развития других познавательных процессов, но
удельный вес заданий на развитие мышления заметно возрастает, а сами задания становятся
более разнообразными как по содержанию, так и по форме их представления.
Методы и приёмы организации деятельности третьеклассников в большей степени, чем
ранее, ориентированы на увеличение объёма самостоятельной умственной деятельности, на
развитие навыков контроля и самоконтроля, на развитие познавательной активности детей.
На каждое занятие по РПС в третьем классе отводится 45 минут.
№
п/п

месяц

Тема занятия

Кол-во
часов

1.

1
неделя

Выявление уровня развития внимания, восприятия,
воображения, памяти и мышления. Графический
диктант.
Развитие концентрации внимания. Графический
диктант.
Тренировка внимания. Развитие мышления.
Развитие умения решать нестандартные задачи.
Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.
Развитие умения решать нестандартные задачи.
Тренировка зрительной памяти. Развитие
мышления. Развитие умения решать нестандартные
задачи.
Развитие аналитических способностей.
Совершенствование мыслительных операций.
Развитие умения решать нестандартные задачи.
Совершенствование воображения. Задания по
перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.
Развитие концентрации внимания. Графический
диктант. Совершенствование мыслительных
операций.
Развитие логического мышления. Графический
диктант.
Тренировка внимания. Развитие мышления.
Графический диктант.
Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.
Графический диктант.
Тренировка зрительной памяти. Развитие
мышления. Графический диктант.
Тренировка зрительной памяти. Развитие
мышления. Графический диктант.
Совершенствование воображения. Задания по
перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.
Развитие логического мышления.
Совершенствования мыслительных операция.
Графический диктант.
Развитие концентрации внимания. Развитие
мышления. Графический диктант.
Тренировка внимания. Развитие мышления.
Графический диктант.
Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.
Графический диктант.
Тренировка зрительной памяти. Развитие
мышления. Графический диктант.

1

2.
3.
4.
5.

2
неделя
3
неделя
4
неделя
5
неделя

6.

6
неделя

7.

7
неделя
8
неделя

8.

9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.

16.
17.
18.
19.

9
неделя
10
неделя
11
неделя
12
неделя
13
неделя
14
неделя
15
неделя
16
неделя
17
неделя
18
неделя
19
неделя

Формы
контроля
Входной
контроль

1
1
1
1

1

1
1

1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1

20.
21.
22.

23.
24.
25.
26.
27.

28.
29.

30.
31.
32.
33.

20
неделя
21
неделя
22
неделя
23
неделя
24
неделя
25
неделя
26
неделя
27
неделя
28
неделя
29
неделя
30
неделя
31
неделя
32
неделя
33
неделя

34.

34
неделя

35

35
неделя
36
неделя

36

Тренировка зрительной памяти. Развитие
мышления. Графический диктант.
Совершенствование воображения. Задания по
перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.
Развитие логического мышления.
Совершенствования мыслительных операция.
Графический диктант.
Развитие концентрации внимания. Развитие
мышления. Графический диктант.
Тренировка внимания. Развитие мышления.
Графический диктант.
Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.
Графический диктант.
Тренировка зрительной памяти. Развитие
мышления. Графический диктант.
Развитие аналитических способностей.
Совершенствование мыслительных операций.
Графический диктант.
Совершенствование воображения. Задания по
перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.
Развитие логического мышления.
Совершенствования мыслительных операция.
Графический диктант.
Развитие концентрации внимания. Развитие
мышления. Графический диктант.
Тренировка внимания. Развитие мышления.
Графический диктант.
Тренировка зрительной памяти. Развитие
мышления. Графический диктант.
Тренировка слуховой памяти. Развитие
мыслительных операций. Развитие умения решать
нестандартные задачи.
Развитие логического мышления. Обучение поиску
закономерностей. Развитие умения решать
нестандартные задачи.

1

Совершенствование воображения. Развитие
наглядно-образного мышления. Ребусы.
Выявление уровня развития внимания, восприятия,
воображения, памяти и мышления на конец
учебного года.

1

1
1

1
1
1
1
1

1
1

1
1
1
1

1

1

Итоговый
контроль

Тематическое планирование курса «Умники и умницы», 4 класс автор О. Холодова
36 часов в год (1 час в неделю)
Курс РПС в 4 классе продолжает развивать и тренировать основные психические
механизмы, лежащие в основе познавательных способностей детей. Но так как учащиеся
занимается по этому курсу четвёртый год, все больше внимания теперь уделяется логическипоисковым, частично-поисковым задачам. Большое внимание уделяется решению
нестандартных задач.
Выполняя логически-поисковые задания, которые обеспечивают преемственность
перехода от простых формально-логических действий к сложным, от заданий на репродукцию
и запоминание - к истинно творческим, дети учатся производить анализ и синтез, сравнение и

классификацию, строить индуктивные и дедуктивные умозаключения. Только тогда можно
рассчитывать на то, что ошибки в выполнении умственных действий или исчезнут, или будут
сведены к минимуму, а процесс мышления школьника будет отвечать щелям и задачам
обучения.
Частично-поисковая задача содержит такой вид задания в процессе выполнения
которого учащиеся, как правило, самостоятельно или при незначительной помощи учителя
открывают для себя знания и способы их добывания.
К конкретным частично-поисковым
задачам относятся например, такие задания, как нахождение закономерностей нахождение
принципа группировки и расположения приведенных слов, цифр, явлений; подбор возможно
большего количества примеров к какому-либо положению; нахождение нескольких вариантов
ответа на один и тот же вопрос; нахождение наиболее рационального способа решения;
усовершенствование какого-либо задания и другие.
Так как большинство школьных задач
решается по определенному алгоритму, зачастую приводимому учителем в готовом виде, то в
одних случаях возникает ситуация бездумного, автоматического подхода учащихся к их
решению, в других - растерянность при встрече с задачей, имеющей необычное, нестандартное
условие. Вот почему удельный вес заданий на развитие мышления заметно возрастает в 4
классе, а сами задания становятся более разнообразными и трудными.
Решение нестандартных задач формирует познавательную Активность, мыслительные и
исследовательские умения, привычку вдумываться в слово. Большинство задач не имеет
однозначного решения. Это способствует развитию гибкости, оригинальности и широты
мышления - то есть развитию творческих способностей у детей.
Материал одного занятия в 4 классе рассчитан на 45 минут.

№
п/
п

месяц

Тема занятия

1 неделя

Выявление уровня развития внимания,
восприятия, воображения, памяти и мышления.
Графический диктант.
Развитие концентрации внимания. Развитие
умения решать нестандартные задачи.
Тренировка внимания. Развитие мышления.
Развитие умения решать нестандартные задачи.
Тренировка слуховой памяти. Развитие
мышления. Развитие умения решать
нестандартные задачи..
Тренировка зрительной памяти. Развитие
мышления. Развитие умения решать
нестандартные задачи.
Развитие аналитических способностей.
Совершенствование мыслительных операций.
Развитие умения решать нестандартные задачи.
Совершенствование воображения. Задания по
перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.
Развитие концентрации внимания. Графический
диктант. Совершенствование мыслительных
операций.
Развитие логического мышления. Графический
диктант.
Тренировка внимания. Развитие мышления.

1
2
3

2 неделя
3 неделя
4 неделя

4
5 неделя
5
6 неделя
6
7

7 неделя
8 неделя

8
9
10

9 неделя
10 неделя

Кол-во часов

Формы
контроля
Входной
контроль

11
12
13
14

11 неделя
12 неделя
13 неделя
14 неделя
15 неделя

15
16 неделя
16
17

17 неделя
18 неделя

18
19
20
21

19 неделя
20 неделя
21 неделя
22 неделя

22
23
24

23 неделя
24 неделя
25 неделя

25
26 неделя
26
27 неделя
27
28 неделя
28
29 неделя
29
30 неделя
30
31

31 неделя

Графический диктант.
Тренировка слуховой памяти. Развитие
мышления. Графический диктант.
Тренировка зрительной памяти. Развитие
мышления. Графический диктант.
Тренировка зрительной памяти. Развитие
мышления. Графический диктант.
Совершенствование воображения. Задания по
перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.
Развитие логического мышления.
Совершенствования мыслительных операция.
Графический диктант.
Развитие концентрации внимания. Развитие
мышления. Развитие умения решать
нестандартные задачи.
Тренировка внимания. Развитие мышления.
Развитие умения решать нестандартные задачи.
Тренировка слуховой памяти. Развитие
мышления. Развитие умения решать
нестандартные задачи.
Тренировка зрительной памяти. Развитие
мышления. Графический диктант.
Тренировка зрительной памяти. Развитие
мышления. Графический диктант.
Совершенствование воображения. Задания по
перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.
Развитие логического мышления.
Совершенствование мыслительных операций.
Графический диктант.
Развитие концентрации внимания. Развитие
мышления. Графический диктант.
Тренировка внимания. Развитие мышления.
Развитие умения решать нестандартные задачи.
Тренировка слуховой памяти. Развитие
мышления. Развитие умения решать
нестандартные задачи.
Тренировка зрительной памяти. Развитие
мышления. Развитие умения решать
нестандартные задачи.
Развитие аналитических способностей.
Совершенствование мыслительных операций.
Графический диктант.
Совершенствование воображения. Ребусы.
Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по
образцу.
Развитие быстроты реакции, мышления.
Совершенствование мыслительных операций.
Развитие умения решать нестандартные задачи.
Тренировка концентрации внимания.
Совершенствование мыслительных операций.
Развитие умения решать нестандартные задачи
Тренировка внимания. Совершенствование
мыслительных операций. Развитие умения

32 неделя
32
33 неделя
33
34 неделя
34
35 неделя
35
36

36 неделя

решать нестандартные задачи
Тренировка слуховой памяти.
Совершенствование мыслительных операций.
Развитие умения решать нестандартные задачи.
Тренировка зрительной памяти.
Совершенствование мыслительных операций.
Развитие умения решать нестандартные задачи
Совершенствование воображения .Развитие
наглядно-образного мышления. Ребусы. Задания
по перекладыванию спичек.
Выявление уровня развития внимания,
восприятия, воображения, памяти и мышления на
конец учебного года.
Конкурс эрудитов.

Итоговый
контроль

Учебно – методическая литература для учителя
№
1.

2.

5.

6.

7.

Автор, год издания
Холодова О., Москва:
РОСТ книга, 2011 г

Название пособия
«Юным умникам и умницам:
Задания по развитию
познавательных способностей »
Криволапова Н.А. Учимся учиться [Текст]: программа
развития познавательных способностей учащихся младших
классов / Н.А. Криволапова, И.Ю. Цибаева. – Курган: Ин - т
повыш. квалиф. и переподготовки раб-ов образования, 2005. –
34 с. – ( Серия «Умники и умницы»)
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников [Текст]:
методический конструктор: пособие для учителя /
Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223
с. – (Стандарты второго поколения)
Оценка достижения планируемых результатов в начальной
школе [Текст]: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю.
Демидова [ и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты
второго поколения)
Как проектировать универсальные учебные действия в
начальной школе [Текст]: от действия к мысли : пособие для
учителя / А.Г. Асмолов [ и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е
изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго
поколения)

Вид пособия
Методическое пособие
для 1-4 классов
Программа развития
познавательных
способностей учащихся
Пособие для учителя

Пособие для учителя

Пособие для учителя

Дополнительная учебно – методическая литература для учителя
№
1.

2.

Автор, год издания
Языканова Е.В. ,М.:Издательство «Экзамен»,
2012
Орг А.О., Белицкая Н.Г.,М.:Издательство «Экзамен»,
2011

Название пособия
Вид пособия
«Развивающие задания:
Учебное пособие
тесты, игры, упражнения: 3,4
класс» »
«Олимпиады по математике. Пособие
3, 4 класс»

Учебная литература для учащихся
№
Автор, год издания
1. Холодова О., Москва: РОСТ
книга, 2011 г

Вид пособия
Рабочие тетради в 2-х
частях.

2.

Учебное пособие

3

Название пособия
«Юным умникам и умницам:
Задания по развитию
познавательных
способностей »
Дополнительная литература
Языканова Е.В. «Развивающие задания:
,М.:Издательство «Экзамен»,
тесты, игры, упражнения: 3
2012
класс» »
Орг А.О., Белицкая Н.Г.,«Олимпиады по математике.
М.:Издательство «Экзамен»,
3 класс»
2011

Пособие

Материально – техническое обеспечение:
1.Учебно – методическое обеспечение:
для учащихся:
1.Холодова О. Юным умникам и умницам. Рабочая тетрадь. 4 класс (в 2 частях)- М., РОСТ
книга, 2014 г.
для учителя:
1. Программа развития познавательных способностей учащихся младших классов О.А. Холодова.
Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных
способностей/Методическое пособие 1-4 классы.- М.: РОСТ книга, М., 2013 г.
2.Холодова О. "Юным умникам и умницам: методическое пособие. 4 класс". - М., РОСТ книга,
2012 г.
2.Технические средства обучения:
1.Ноутбук
2. Проектор
3. Экран
3. Учебно – практическое оборудование:
1.Доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц
4. Наглядные пособия
1.Карточки

5

Колич. рисунков,
изображенных

№2

7

8

кол-во

Слухов
ая

№4

неправильно
правильно

Соотвеств.
цветом

правильно

10

11

12

Способ
ность
устана
вливат
ь связи
(аналог
ия)

№6

правильно

9

Способ
ность
сравни
вать
(цифр
ы) колво

№5

13

14

15

16

Способ
ность
рассуж
дать
(задача
)

№8

Способ
ность к
анализ
у
(закон.
)

№7

мышление

неправильно

6

кол-во

Зрите
льная

№3

память

правильно

3

4

Колич. букв
за 2 мин

№1

восприятие

неправильно

правильно

2

Фамилия,имя

Задание

Внимание

неправильно

1

№

ПРИЛОЖЕНИЕ

Таблица 1

слов

рисунков

точно

неправильно

Анализ работы.
Результаты, полученные после проверки выполнения детьми заданий 1,2,3, 4,5 ,6,7
заносятся в таблицу 1, в которую внесли данные о развитии детей в начале года.
Сопоставляя данные начала года и результаты выполнения заданий последнего занятия,
определяем динамику познавательных способностей ребят.
Выявление уровня развития у обучающихся познавательный процессов материал см. в
методическом пособии для 1 класса по курсу развития познавательных способностей О.А.
Холодова. Юным умникам и умницам.- М.: РОСТ книга, М., 2013 г. На стр. 190-192.
Конкурс эрудитов стр. 195
Выявление уровня развития у обучающихся познавательный процессов материал см. в
методическом пособии для 2 класса по курсу развития познавательных способностей О.А.
Холодова. Юным умникам и умницам.- М.: РОСТ книга, М., 2013 г. На стр. 155-157
Выявление уровня развития у обучающихся познавательный процессов материал см. в
методическом пособии для 3 класса по курсу развития познавательных способностей О.А.
Холодова. Юным умникам и умницам.- М.: РОСТ книга, М., 2013 г. На стр. 151-153.
Конкурс эрудитов стр. 195
Выявление уровня развития у обучающихся познавательный процессов материал см. в
методическом пособии для 4 класса по курсу развития познавательных способностей О.А.
Холодова. Юным умникам и умницам.- М.: РОСТ книга, М., 2013 г. На стр. 119-121.
Сканы работ приложены

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».