Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
лицей №100
Принята на заседании
Педагогического совета
от 30.08.2021г.
Протокол № 1-21/22
Утверждаю:
директор МАОУ лицея№ 100
___________П. В. Корнеев
Приказ № 31-о от 30. 08. 2021 г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа
техническая направленность
«Занимательная математика»
возраст обучающихся: 12-14 лет.
Срок реализации 1 год
Автор - составитель:
Учитель математики
Липинская Л. Ю.
Екатеринбург, 2021
Пояснительная записка
Программа кружка «Занимательная математика» относится к
интеллектуальному направлению реализации внеурочной деятельности.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям
школьников 7 класса и предоставляет им возможность работать на уровне
повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир
элементарной математики, а также расширенный и углубленный вариант
наиболее актуальных вопросов предмета математика.
Программа
содержит
материал
занимательного
характера,
одновременно
дополняющий
и
расширяющий
программу
общеобразовательной школы по математике. Большое внимание в
программе уделяется истории математики и рассказам, связанным с
математикой (запись цифр и чисел у других народов, математические
фокусы, софизмы и др.), выполнению самостоятельных заданий творческого
характера (составить задачу с использованием изученных математических
свойств), изучению различных арифметических методов решения задач
(метод решения «с конца» и др.), выполнению проектных работ. Уделяется
внимание
рассмотрению
геометрического
материала,
развитию
пространственного воображения.
Цель и задачи программы:
Цель: интеллектуальное развитие школьников, развитие математического и
логического мышления, развитие творческих способностей школьников.
Задачи:
Обучающие:
-расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной
математики;
-расширять математические знания в области многозначных чисел;
использовать математическую символику;
-учить правильно применять математическую терминологию;
-уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные
мысли.
Развивающие:
- Развитие памяти, внимания, логического и абстрактного мышления,
пространственного воображения;
- развитие творческих способностей детей.
Воспитательные:
- воспитание интереса к предмету математика;
- развитие коммуникативных способностей детей;
- воспитание культуры общения и уважительного отношения друг к другу.
2
Формы проведения занятий
В процессе занятий используются различные формы занятий:
традиционные, комбинированные и практические занятия; индивидуальные
занятия; участие в конкурсах и олимпиадах, защита проектов и создание
своих брошюр « Математическая шкатулка».
Календарный учебный график
Начало занятий: 1 сентября 2021 года
Каникулярные дни: 6-7 классы с 31.12.2021 по 09.12.2022
с 01.06.2022 по 31.08.2022
Праздничные дни: 4.11.2021, 23.02.2022, 07.03-08.03.2022,
02.05. - 03.05.2022, 09.05. - 10.05.2022
Окончание занятий 31.05.2022 года
Программа данного курса предназначена для обучающихся 12-14 лет, всего
— 144 ч. Занятия проходят в течение всего обучения по 1 ч в неделю.
Год обучения
1 год обучения
Периодичность
Кол-во часов
в неделю
Кол-во часов в
год
1 раз в неделю
1 час (40мин)
36 ч
Учебный план
№
Раздел
Кол-во
занятий
Занимательная арифметика
1.
4
Занимательные задачи
2.
8
Логические задачи
3.
16
Геометрические задачи
4.
4
Проекты. Брошюры «Математическая шкатулка»
5.
4
ВСЕГО
36
Содержание учебного плана
Запись цифр и чисел у других народов. Древнерусская система счисления
Приёмы быстрого счёта. Конкурс «Кто быстрее сосчитает»
3
Магические квадраты. Софизмы
Задачи с числами. Старинные задачи
Задачи на движение. Заключительное занятие «Путешествие в страну чисел»
Задачи, решаемые с конца. Круги Эйлера. Простейшие графы.
Числовые мозаики. Составление и решение числовых мозаик.
Задачи на переливание жидкостей. Задачи на разрезание. Задачи со спичками.
Судоку. Числовые кроссворды. Заключительное занятие «Математический
Квест».
Геометрические головоломки. Танграм. Треугольник. Задачи с
треугольником. Геометрия в нашей жизни. Заключительное занятие
«Занимательная геометрия».
Проектные работы. Составление и выпуск брошюры «Математическая
шкатулка». Заключительное занятие «Приключения на тропинках
математики».Минута славы. Лучшие проекты.
Требования к уровню подготовки выпускника
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
курса
Личностными результатами в работе кружка «Занимательная математика»
является формирование следующих умений:
Самостоятельно
определять,
высказывать,
исследовать
и
анализировать, соблюдая самые простые общие для всех людей правила
поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и
сотрудничества).
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование
следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
Самостоятельно формулировать цели занятия после предварительного
обсуждения.
Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать
учебную проблему.
Составлять план решения проблемы (задачи) .
4
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при
необходимости, исправлять ошибки .
В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и
определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех,
исходя из имеющихся критериев.
Познавательные УУД:
Ориентироваться
в своей системе знаний: самостоятельно
предполагать, какая информация нужна для решения той или иной задачи .
Отбирать необходимые для решения задачи источники информации
среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников,
интернет-ресурсов.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в
разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать
факты и явления; определять причины явлений, событий.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе
обобщения знаний.
Преобразовывать
информацию из одной формы в другую:
представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и
письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и
пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть
готовым изменить свою точку зрения.
Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе,
сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться
договариваться.
Предметные результаты
В результате занятий в кружке учащиеся должны
Знать:
приёмы быстрого счёта;
методы решения логических задач;
свойства простейших геометрических фигур на плоскости;
понятие графа;
понятие софизма.
Уметь:
пользоваться приёмами быстрого счёта;
использовать различные приёмы при решении логических задач;
решать геометрические задачи на разрезание, задачи со спичками,
геометрические головоломки, простейшие задачи на графы;
решать математические софизмы, магические квадраты
выполнять проектные работы.
5
Формы промежуточного контроля
Реализовать творческий потенциал школьников можно с помощью
проектной технологии. Применение проектной деятельности позволяет
решить несколько задач: развитие навыков исследовательской деятельности
учащихся, их творчества, стимулирование познавательной активности,
информационном (обмен информацией), практическом (совместная
исследовательская деятельность), эмоциональном (совместные переживания
и впечатления) и этическом (нормы взаимодействия).
Критериальный инструментарий для оценки Брошюр учащихся.
1 – обоснование, актуальность выбранной темы;
2 – замысел, идея, решение проблемы;
Критерии оценивания
3 – реализация идеи (наличие исследовательской
или проектной части);
4 - полученные результаты, выводы;
5 - презентация работы;
6 – доп. балл (особое мнение эксперта).
Максимальное
количество баллов
10
Количество набранных баллов Уровень брошюры
до 20 баллов
Низкий уровень
21-35
Средний уровень
36-50
Выше среднего уровня
51-60
Высокий уровень
Исходя из основных требований к использованию проектного метода и
этапов работы над проектами, предлагаются следующие критерии
оценивания проектно-исследовательских работ учащихся
Критерии оценивания проектно-исследовательских работ школьников.
Этап работы над
проектом
Подготовительный
этап
Критерии,
соответствующие
этапам
Актуальность
Характеристика критерия
Обоснованность проекта в
настоящее время, которая
предполагает разрешение
6
Планирование
работы
Исследовательская
деятельность
Результаты или
выводы
Представление
готового продукта
Осведомленность
имеющихся по данной тематике
противоречий
Комплексное использование
имеющихся источников по
данной тематике и свободное
владение материалом
Соотношение изученного и
представленного в проекте
материала, а также методов
работы с таковыми в данной
Научность
научной области по
исследуемой проблеме,
использование конкретных
научных терминов и
возможность оперирования ими
Выполнение всех этапов
проектной деятельности самими
учащимися, направляемая
Самостоятельность
действиями координатора
проекта без его
непосредственного участия
Признание выполненного
авторами проекта для
Значимость
теоретического и (или)
практического применения
Способность школьников
выделять обобщенный способ
действия и применять его при
Системность
решении конкретнопрактических задач в рамках
выполнения проектноисследовательской работы
Новые оригинальные идеи и
пути решения, с помощью
Креативность
которых авторы внесли нечто
(творчество)
новое в контекст современной
действительности
Формы представления
Презентабельность результата проектной работы
(публичное
(доклад, презентация, постер,
представление)
фильм, макет, реферат и др.),
которые имеют общую цель,
7
согласованные методы и
способы деятельности,
достигающие единого
результата.
Способность авторов проекта
четко, стилистически грамотно и
Коммуникативность
в тезисно изложить этапы и
результаты своей деятельности
Распространение результатов и
продуктов проектной
деятельности или рождение
Апробация
нового проектного замысла,
связанного с результатами
предыдущего проекта
Индивидуальное отношение
авторов проектной работы к
процессу проектирования и
результату своей деятельности.
Оценка процесса и
Рефлексивность Характеризуется ответами на
результатов работы
основные вопросы: Что было
хорошо и почему? Что не
удалось и почему? Что хотелось
бы осуществить в будущем?
Общее максимальное количество баллов за все критерии 100. Ранжировать
проекты по количеству набранных баллов можно следующим образом
(таблица ).
Ранжирование проектно-исследовательских работ школьников по
количеству набранных баллов.
Количество набранных баллов
до 50 баллов
51-75
75-90
91-100
Уровень проекта
Низкий уровень
Средний уровень
Выше среднего уровня
Высокий уровень
Материально – техническое обеспечение.
• Учебная аудитория
• Компьютер
• Мультимедиа оборудование (интерактивная доска, проектор)
Список литературы
8
1. Выговская В.В. Сборник практических задач по математике: 7 класс. М.: ВАКО, 2012. - 64 с.
2. Фарков А.В. Математические олимпиады 7 класс: учебнометодическое пособие для учителей математики общеобразовательных
школ – М.:Издательство «Экзамен», 2013, - 190с.
3. Энциклопедический словарь юного математика/ Сост. А.П.Савин. – М.:
Педагогика, 1989. – 352с.
4. Материалы конкурса «Кенгуру».
5. Интернет-ресурсы.
9