Приемы работы с текстом 7-8 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Приемы работы с текстом»
для обучающихся 7-8 классов

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного курса «Приёмы работы с текстом» для
обучающихся 7-8 классов составлена на основе требований к результатам
освоения ФОП ООО, представленных в ФГОС ООО, а также федеральной
рабочей программы воспитания, с учётом Концепции преподавания русского
языка и литературы в российской федерации (утверждённой распоряжением
Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА «ПРИЁМЫ
РАБОТЫ С ТЕКСТОМ»
Социальный заказ современного общества – компетентная личность,
владеющая умениями самообучения, получения необходимой информации из
различных источников и свободно ориентирующаяся в информационном
потоке.
Одно из ключевых положений Концепции ФГОС – формирование
универсальных учебных действий: в области чтения: ученик должен уметь
адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения
(коммуникативную установку, тему и идею текста, основную и
дополнительную информацию), применять различные виды чтения, извлекать
информацию из различных источников.
Задача учителя в условиях возросшего потока информации – создать
условия для формирования и развития индивидуальности каждого ученика,
учить ориентироваться в информационном потоке, извлекать необходимую
информацию из различных источников, включая СМИ и Интернет.
Курс «Приёмы работы с текстом» предназначен для обучающихся 7-8
классов и является дополнением к основному курсу русского языка, к той его
части, которая определяется как развитие речи.
В настоящее время основными проблемами, связанными с чтением
подростков, принято считать следующие:
•
снижение интереса к чтению;

•
ограниченность круга чтения подростков с преобладанием
учебной и развлекательной литературы;
•
низкий уровень читательской компетентности: неумение находить
необходимые источники письменной информации, отбирать, оценивать,
анализировать тексты; обрабатывать информацию в письменной форме.
Данный курс ориентирован на развитие навыков работы с текстом,
воспитание и развитие учащихся с учетом их индивидуальных (возрастных,
физиологических,
психологических,
интеллектуальных
и
других)
особенностей, образовательных потребностей и возможностей, личностных
склонностей.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «ПРИЁМЫ РАБОТЫ С
ТЕКСТОМ»
Цель курса:
 познакомить учащихся с приёмами изучающего чтения,
предполагающего полное и глубокое понимание содержание текста;
 формировать умение осмысливать текст, сознательно используя
приёмы информационной переработки прочитанного;
 способствовать формированию у школьников индивидуальных
тактик изучающего чтения.
Задачи курса:
 вооружить школьников широким набором приёмов осмысленного
прочтения текста;
 научить осмысленно прочитывать текст;
 способствовать успешному обучению;
 способствовать успешной сдачи ЕГЭ по русскому языку при работе
с текстами;
 подготовить к взрослой жизни в информационном потоке.
МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА «ПРИЁМЫ РАЬОТЫ С ТЕКСТОМ»
В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение курса в 7 и 8 классах основного общего образования в
учебном плане отводится 34 часа в год (1 час в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «ПРИЁМЫ РАБОТЫ С
ТЕКСТОМ»
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного.
Работа с содержащейся в литературных, учебных, научнопознавательных текстах, инструкциях информацией. Чтение текста с целью
удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования
информации. Представление информации в наглядно- символической форме.
Работа с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы.

Поиск информации, выделение нужной для решения практической или
учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и
обобщение имеющихся в тексте идей и информации, интерпретация и
преобразование этих идей и информации. Использование полученной из
разного вида текстов информации для установления несложных причинноследственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений,
а также принятия решений в простых учебных и практических ситуациях.
Ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла:
определение главной темы, общей цели или назначения текста. Выбор из
текста или придумывание заголовка, соответствующего содержанию и
общему смыслу текста. Формулировка тезиса, выражающего общий смысл
текста. Составление примерного плана текста по заголовку и с опорой на
предыдущий опыт. Объяснение порядка частей (инструкций), содержащихся
в тексте. Сопоставление основных текстовых и внетекстовых компонентов.
Установление соответствия между частью текста и его общей идеей,
сформулированной вопросом. Объяснение назначения карты, рисунка,
пояснение части графика или таблицы. Нахождение в тексте требуемой
информации: беглое чтение, определение его основных элементов,
сопоставление формы выражения информации в запросе и в самом тексте,
установление
тождественности
или
синонимичности,
нахождение
необходимой единицы информации в тексте. Решение учебно-познавательных
и учебно-практических задач, требующих полного и критического понимания
текста Определение назначения разных видов текстов. Постановка цели
чтения, направленной на поиск полезной в данный момент информации.
Различение темы и подтемы специального текста. Выделение главной и
избыточной информации. Прогнозирование последовательности изложения
идей текста. Сопоставление разных точек зрения и разных источников
информации по заданной теме. Выполнение смыслового свертывания
выделенных фактов и мыслей. Формулирование на основе текста системы
аргументов (доводов) для обоснования определенной позиции. Понимание
душевного состояния персонажей текста, сопереживание им.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Структурирование текста, используя нумерацию страниц, списки,
ссылки, оглавления. Проверка правописания. Использование в тексте таблиц,
изображений. Преобразование текста с использованием новых форм
представления информации. Формулы, графики, диаграммы, таблицы (в т.ч.
динамические, электронные, в частности в практических задачах). Переход от
одного представления данных к другому. Интерпретация текста: сравнение и
противопоставление заключенной в тексте информации разного характера.

Нахождение в тексте доводов в подтверждение выдвинутых тезисов.
Формулировка выводов из предъявленных посылок. Формулировка
заключения о намерении автора или главной мысли текста.
Работа с текстом: оценка информации
Отзыв на содержание текста: связывание информации, обнаруженной в
тексте, со знаниями из других источников. Оценка утверждения, сделанного в
тексте, исходя из своих представлений о мире. Нахождение доводов в защиту
своей точки зрения. Отзыв на форму текста, оценка не только содержания
текста, но и его формы, а в целом – мастерства его исполнения. На основе
имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность
имеющейся информации. Нахождение недостоверности получаемой
информации. Пробелы в информации и нахождение пути восполнения этих
пробелов. В процессе работы с одним или несколькими источниками
выявление содержащейся в них противоречивой, конфликтной информации.
Использование полученного опыта восприятия информационных объектов
для обогащения чувственного опыта. Высказывание оценочных суждений и
своей точки зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
КУРСА «ПРИЁМЫ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ»
Планирование результатов освоения программы курса исходит из
требований к метапредметным результатам освоения основной
образовательной программы ООО:
 демонстрировать отдельные навыки смыслового чтения текстов
различных стилей и жанров;
 осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами
коммуникации;
 составлять тексты в устной и письменной формах.
В сфере развития регулятивных универсальных учебных действий
приоритетное внимание уделяется формированию действий целеполагания,
включая способность ставить новые учебные цели и задачи, планировать их
реализацию, в том числе во внутреннем плане, осуществлять выбор
эффективных путей и средств достижения целей, контролировать и оценивать
свои действия как по результату, так и по способу действия, вносить
соответствующие коррективы в их выполнение. Ведущим способом решения
этой задачи является формирование способности к проектированию.
В сфере развития коммуникативных универсальных учебных действий
на занятиях курса приоритетное внимание уделяется: формированию

действий по организации и планированию учебного сотрудничества с
учителем и сверстниками, умений работать в группе и приобретению опыта
такой
работы,
практическому
освоению
морально-этических
и
психологических принципов общения и сотрудничества; практическому
освоению умений, составляющих основу коммуникативной компетентности:
ставить и решать многообразные коммуникативные задачи; действовать с
учѐтом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать
и
поддерживать
необходимые
контакты
с
другими
людьми;
удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели
коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы
коммуникации партнѐра, выбирать адекватные стратегии коммуникации;
развитию речевой деятельности, приобретению опыта использования речевых
средств для регуляции умственной деятельности, приобретению опыта
регуляции собственного речевого поведения как основы коммуникативной
компетентности.
В сфере развития познавательных универсальных учебных действий
приоритетное внимание на занятиях уделяется развитию стратегий
смыслового чтения и работе с информацией; практическому освоению
методов познания, используемых в различных областях знания и сферах
культуры, соответствующего им инструментария и понятийного аппарата,
регулярному обращению в учебном процессе к использованию общеучебных
умений, знаково-символических средств, широкого спектра логических
действий и операций. Выпускники получат возможность научиться строить
умозаключения и принимать решения на основе самостоятельно полученной
информации, а также освоить опыт критического отношения к получаемой
информации на основе еѐ сопоставления с информацией из других источников
и с имеющимся жизненным опытом.
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Учащийся научится
ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:
определять главную тему, общую цель или назначение текста; выбирать из
текста или придумывать заголовок, соотве6тствующий содержанию и общему
смыслу текста; формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой
на предыдущий опыт; объяснять порядок частей (инструкций), содержащихся
в тексте; сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты;
обнаруживать соответствия между частью текста и его общей идеей,
сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять
части графика или таблицы и т.д.;
находить в тексте требуемую информацию: (пробегать текст глазами,
определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения

информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они
тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу
информации в тексте);
решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи,
требующие полного и критического понимания текста: определять назначение
разных видов текстов; ставить перед собой цель чтения, направляя внимание
на полезную в данный момент информацию; различать темы и подтемы
специального текста; выделять главную и избыточную информацию;
прогнозировать последовательность изложения идей текста; сопоставлять
разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;
выполнять смысловое свертывание выделенных фактов и мыслей;
формироватьна основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования
определенной позиции; понимать душевное состояние персонажей текста,
сопереживать им.
У обучающихся будут развиты такие читательские действия, как поиск
информации, выделение нужной для решения практической или учебной
задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение
имеющихся в тексте идей и информации, интерпретация и преобразование
этих идей и информации. Обучающиеся смогут использовать полученную из
разного вида текстов информацию для установления несложных причинноследственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений,
а также принятия решений в простых учебных и практических ситуациях.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Ученик научится:
структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки,
оглавления;
проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы,
изображения;
преобразовывать текст, используя новые формы представления
информации; формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе
динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить
от одного представления данных к другому;
интерпретировать текст: сравнивать и противопоставлять заключенную
в тексте информацию разного характера; обнаруживать в тексте доводы в
подтверждение выдвинутых тезисов; делать выводы из сформулированных
посылок; выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.
Работа с текстом: оценка информации
Ученик научится:
откликаться на содержание текста: связывать информацию,
обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников; оценивать
утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;
находить доводы в защиту своей точки зрения;
откликаться на форму текста, оценивать не только содержание текста,
но и его форму, а в целом – мастерство его исполнения;
на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению

достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность
получаемой информации, пробелы в информации и находить пути
восполнения этих пробелов;
в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять
содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;
использовать полученный опыт восприятия информационных объектов
для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и
свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).
Тематическое планирование 7 класс
№

1
2
3

Название раздела, темы

Принципы смыслового чтения
Конспектирование и план текста
Правильное чтение как средство успешного обучения
Итого

Количество часов

13
12
9
34

Тематическое планирование 8 класс
№

Название раздела, темы

Работа с текстом: поиск информации и понимание
1 прочитанного
2 Работа с текстом: преобразование и интерпретация
3 Работа с текстом: оценка информации
Итого

Количество часов

11
12
11
34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».