Пояснительная записка
Учебный курс «Экономическая теория и практика» предназначен для обучающихся на
уровне среднего общего образования, изучающих учебный предмет «Обществознание» на
углубленном уровне.
Учебный курс построен в определенной последовательности и отражает глубину
изучения экономических концепций, позволяющих обеспечить преемственность со
следующим уровнем образования. Учебный курс ориентирован на изучение обучающимися
базовых экономических понятий, формирование у них общих и в то же время достаточно
цельных представлений о процессах, связанных с экономикой, бизнесом и
предпринимательской
деятельностью.
Учебный
курс
предполагает
логичную
последовательность изучения экономических вопросов.
Содержание среднего общего образования на профильном уровне представляет комплекс
знаний по экономике, минимально необходимый современному гражданину России. Он
включает общие представления об экономике как хозяйстве и науке, об экономике семьи,
фирмы и государства, в том числе в международной сфере. Основные содержательные линии:
– основные концепции экономики;
– микроэкономика;
– макроэкономика и международная экономика;
– прикладная экономика.
Все обозначенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и
взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Освоение нового содержания
осуществляется с опорой на межпредметные связи с учебными предметами «Обществознание»,
«Математика», «История», «География», «Литература» и др.
Изучение учебного курса «Экономическая теория и практика» на уровне среднего общего
образования направлено на достижение следующих целей:
развитие гражданского образования, экономического образа мышления;
потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических
дисциплин;
способности к личному самоопределению и самореализации;
воспитание ответственности за экономические решения;
уважения к труду и предпринимательской деятельности;
освоение системы знаний об экономической деятельности и об экономике России для
последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях
системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;
овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию,
анализировать, систематизировать полученные данные;
подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки
зрения; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности,
необходимых для участия в экономической жизни общества и государства;
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных
экономических задач; освоения экономических знаний для будущей работы в качестве
наемного работника и эффективной самореализации в экономической сфере.
Программа учебного курса «Экономическая теория и практика» рассчитана на 67 часов,
по 1 часу в неделю. в 10 классах – 34 часов, в 11 классах – 33 часа.
Содержание учебного курса «Экономическая теория и практика» 10 класс
ТЕМА 1. Экономика как наука и сфера деятельности человека
Предмет экономической теории. Методы экономической теории. Альтернативная
стоимость. Кривая производственных возможностей. Факторы производства. Три главные
проблемы экономики. Экономические системы и их типы. Экономика как система
хозяйственной жизни общества. Потребности людей и их виды. Причины, по которым
потребности людей не могут быть удовлетворены полностью. Безграничность потребностей и
ограниченность ресурсов. Проблема выбора. Альтернативные затраты. Фундаментальные
проблемы экономики. Метод экономической науки. Измерение экономических
величин. Даровые (свободные) и экономические (ограниченные) блага. Специализация как
способ увеличения производства экономических благ. Типы специализации. Понятие о
производительности труда.
ТЕМА 2. Потребитель в рыночной экономике.
Общая и предельная полезность. Правило максимальной полезности. Кривые
безразличности. Бюджетное ограничение. Равновесие потребителя. Индивидуальный спрос.
Теория потребительского поведения. Полезность и ее виды. Рациональное поведение
потребителя. Бюджет семьи: его структура. Трансферты. Сбережения. Доходы и их виды.
Потребительский кредит.
ТЕМА 3. Спрос, предложение и рыночное равновесие.
Спрос и предложение: закон, факторы формирования, шкала, кривые, эластичность,
величина. Рыночное равновесие. Нарушения рыночного равновесия. Равновесная цена и
нарушение её. Механизмы формирования рыночного равновесия. Избыток и дефицит. Что
такое розничная и оптовая торговля. Понятие о физическом (осязаемом) и незримом
(неосязаемом) капитале. Сбережения и их превращение в капитал. Различия между
собственным и заемным капиталом. Различия в мотивах рыночного поведения покупателей и
продавцов. Ценовая эластичность спроса и доходы производителей. Факторы, влияющие на
эластичность спроса. Перекрестная эластичность. Практическое применение теории
эластичности.
ТЕМА 4. Фирма и ее цели.
Современная фирма. Продукт фирмы. Бухгалтерские и экономические издержки. Как
изменяются издержки. Размер фирмы и его влияние на прибыль. Понятие о внешних и
внутренних ресурсах и затратах фирмы. Разница между бухгалтерскими и экономическими
затратами фирмы. Понятие о нормальной прибыли владельца фирмы. Понятие о постоянных и
переменных затратах. Средние и предельные затраты. Понятие предпринимательства.
Организационно-правовые формы предпринимательства. Менеджмент и его функции.
Маркетинг и его основные элементы. Управление персоналом. Умение продавать и предлагать
товар.
Фирма и ее цели. Малый бизнес и его развитие в России. Организационно-правовые
формы предпринимательской деятельности . Акционерные общества как форма организации
крупного бизнеса. Франчайзинг как перспективная форма взаимодействия крупного и малого
бизнеса, а также важный элемент системы поддержки малого предпринимательства.
Франчайзинговая система.
ТЕМА 5. Конкуренция и типы рынков.
Сущность и роль конкуренции в экономике. Капитал и процент. Инвестирование. Типы
рыночных структур. Совершенная конкуренция. Монополия. Олигополия. Монополистическая
конкуренция. Классификация рынков по типу конкуренции. Рынки с интенсивной
конкуренцией. Рынки с ослабленной конкуренцией. Правило максимизации прибыли.
Недобросовестная конкуренция. Естественная монополия. Антимонопольная политика.
ТЕМА 7. Рынки факторов производства.
Рынок труда: особенности, спрос и предложение. Рынок капитала. Инвестиции.
Дисконтирование, коэффициент дисконтирования. Рынок земли. Земельная рента,
дифференциальная рента. Цена земли.
Содержание учебного курса «Экономическая теория и практика» 11 класс
ТЕМА 1. Государство в рыночной экономике
Экономическая роль государства. Экономическая политика государства. Структура
государственного бюджета и стадии его формирования. Основы регламента бюджетного
процесса. Налоговая и фискальная политика государства. Политика экономической
стабильности. Бюджетная политика. Кредитная политика. Государственный долг. Роль
налогообложения в формировании доходов государства. Виды налогов и их влияние на уровни
доходов продавцов и покупателей, а также на уровни цен. Основные виды налогов,
применяемые в России. Понятие о государственном бюджете. Основные виды доходов и
расходов федерального бюджета России.
ТЕМА 2. Макроэкономический анализ: измерения и моделирование.
Предмет макроэкономики. Модель экономического кругооборота. Основные
макроэкономические проблемы. Измерение национального объема производства: система
национальных счетов. ВВП и способы его расчета. Макроэкономическое равновесие в модели
«Совокупный спрос - совокупное предложение». Содержание и измерение экономического
роста. Экстенсивные и интенсивные факторы роста. Темпы экономического роста. Причины,
порождающие необходимость в экономическом росте. Сущность экономического роста и его
измерение. Ограниченность ресурсов и ее значение для экономического роста. Факторы
ускорения экономического роста. Человеческий капитал и его значение для обеспечения
экономического роста.
ТЕМА 3. Деньги и основы денежной политики.
Деньги: их типы, функции и свойства, история их создания. Банки и банковские
операции. Банковская система. Денежные агрегаты и уравнение обмена. Денежно-кредитная
политика государства. Виды денег и их свойства. Банки. Кредит. Денежная система стран.
Деньги как средство обмена. Деньги как средство соизмерения различных товаров. Понятие о
бартере и причины его распространения при расстройстве денежного механизма страны.
Деньги как средство сбережения. Плюсы и минусы накопления сокровищ в форме наличных
денег. Роль денег и история их создания. Виды денег и их свойства. Банки. Кредит. Денежная
система стран. Деньги как средство обмена. Деньги как средство соизмерения различных
товаров. Понятие о бартере и причины его распространения при расстройстве денежного
механизма страны. Деньги как средство сбережения. Плюсы и минусы накопления сокровищ в
форме наличных денег.
ТЕМА 4. Инфляция, безработица.
Инфляция и дефляция. Экономический цикл. Определение инфляции и её измерение.
Причины инфляции. Формы инфляции. Последствия инфляции. Кривая Филипса. Неравенство
доходов и неравенство богатства. Методы измерения неравенства доходов. Экономические
последствия неравенства доходов. Механизм регулирования дифференциации доходов в
экономике смешанного типа. Экономические аспекты бедности. Социальные программы как
метод смягчения проблемы бедности. Плюсы и минусы программ поддержки беднейших групп
общества. Занятые и безработные. Причины и формы безработицы. Государственное
регулирование занятости. Понятие о безработице и критерии признания человека безработным.
Расчет уровня безработицы. Виды безработицы и причины их возникновения. Неполная
занятость в России. Полная занятость и ее границы. Понятие о естественной норме безработицы. Способы сокращения безработицы. Возможности и трудности их использования в
условиях России. Реальный и номинальный доходы. Индекс потребительских цен. Темп
инфляции. Виды инфляции. Инфляционная спираль и последствия инфляции. Безработица и ее
формы. Последствия безработицы и меры по снижению её уровня.
ТЕМА 5. Макроэкономическая динамика.
Экономический рост. Показатели экономического роста. Факторы экономического роста.
Качество экономического роста. Интенсивный и экстенсивный пути развития экономики.
Научно-технический прогресс как фактор экономического роста. Сущность НТП.
Инновационное развитие. Экономические циклы. Экономическая динамика. Циклические
колебания. Деловой цикл. Фазы делового цикла.
ТЕМА 6. Современная международная экономика.
Мировое хозяйство. Международная торговля, история развития и образования.
Внешнеторговая политика. Валютный рынок. Валютный курс как цена национальной денежной единицы. Механизмы формирования валютных курсов и особенности их проявления в
условиях России. Экономические последствия изменений валютных курсов. Общий рынок.
Экономические причины возникновения международной торговли. Понятие об импорте и
экспорте. Принципы абсолютного и относительного экономического преимущества и их
значение в формировании международного разделения труда и мировой торговли. Влияние
международной торговли на производственные возможности и уровни благосостояния
торгующих стран. Внешнеторговая политика. Валютный курс. Валютный рынок. Мировая
валютная система. Международные расчеты. Платежный баланс государства. Глобальные
экономические проблемы.
ТЕМА 7. Предпринимательство.
Предпринимательство, его виды и мотивы. Источники финансирования бизнеса.
Основные принципы менеджмента, механизм принятия управленческих решений. Маркетинг,
его значение. Проект предпринимательской деятельности.
ТЕМА 8. Краткий очерк истории экономики России.
История развития предпринимательства в России, этапы становления национальной
экономики. Ведущие экономические деятели нашей страны.
ТЕМА 9. Особенности и перспективы экономики современной России.
Россия на пути догоняющей модернизации экономики. Рыночные преобразования
в России в 90 годах XX века. Содержание рыночных преобразований на современном этапе
развития. Потенциал России. Экономический рост. Формирование экономики переходного
типа в Российской Федерации. Что такое либерализация экономики и как она осуществлялась
в России. Современная экономика России: особенности и основные проблемы. Уровень жизни
в России в сопоставлении с другими странами. Задачи и перспективы развития экономики
России. Экономическая наука как ресурс экономического развития. Роль образования в
экономическом подъеме России.
Планируемые результаты освоения учебного курса «Экономическая теория и
практика» в 10-11 классах.
Личностные:
1) усвоение основных экономических знаний, понятий, терминов;
2)
обучение учащихся методам решения задач экономического содержания и
отработка правил их использования на практике;
3) развитие экономического мышления, готовности использовать полученные знания
для определения рационального поведения в конкретных экономических ситуациях и
решения жизненных проблем; формирование интереса к экономике как науке;
4) изложение своей точки зрения, ее аргументация (в соответствии с возрастными
возможностями);
5) формулирование ценностных суждений и/или своей позиции по изучаемой
проблеме;
6) формирование у школьников общих, и в то же время, достаточно цельных
представлений о процессах, связанных с экономикой, бизнесом и предпринимательской
деятельностью;
7) обсуждение и оценивание собственных достижений, а также достижений других
обучающихся (под руководством педагога);
8) навыки конструктивного взаимодействия в социальном общении.
Метапредметные:
1) работать с информацией по экономической проблематике, осуществлять
постановку учебной задачи (при поддержке учителя);
2) планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей,
выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач,
оценивать правильность выполнения действий;
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения
учебной задачи;
4) работать с дополнительной информацией, анализировать графическую,
художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию, обобщать факты, составлять
план, тезисы, формулировать и обосновывать выводы и т. д.;
5) критически оценивать достоверность информации (с помощью педагога), собирать
и фиксировать информацию по экономическим вопросам, выделяя главную и
второстепенную;
3)
6) использовать в учебной деятельности современные источники информации,
находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного
учреждения, федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и
Интернете под руководством педагога;
7) использовать ранее изученный материал для решения познавательных и
практических задач;
8) ставить репродуктивные вопросы по изученному материалу;
9) определять экономические понятия, устанавливать аналогии, классифицировать
явления, с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и
обобщения;
10) логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием,
целью (сжато, полно, выборочно);
11) применять начальные исследовательские умения при решениипоисковых задач,
практических задач;
12) решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в
различных видах публичных выступлений (высказывание, монолог, беседа, сообщение,
презентация, дискуссия и др.), а также в форме письменных работ;
13) использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и
презентации информации;
14) планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности,
отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения
работы;
15) организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем
и сверстниками, работать индивидуально и в группе;
16) определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников вобщий
результат;
17) выявлять позитивные и негативные факторы, влияющие нарезультаты и качество
выполнения задания.
Предметные результаты
1)
анализировать экономическую информацию из адаптированных источников о
структуре общества и направлениях ее изменения;
2)
освоит приемы развития собственного экономического мышления;
3)
подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической
точки зрения;
4)
высказывать обоснованное суждение о факторах, обеспечивающих успешность
самореализации молодежи в условиях современного рынка труда;
5) осваивать
способы
познавательной,
коммуникативной,
практической
деятельности, необходимых для участия в экономической жизни общества и государства;
6) конкретизировать примерами виды и формы экономической деятельности;
7) выносить аргументированные суждения по экономическим вопросам с
применением элементов научного анализа;
8) различать позитивные и негативные тенденции в современной российской
экономике, раскрывать на примерах последствия отклоняющегося поведения для человека и
общества;
9) определять и оценивать возможную модель собственного поведения в
конкретной ситуации с точки зрения законов экономики;
10) выделять причины и последствия успешной экономической деятельности с
опорой на исторический опыт;
11) высказывать обоснованные суждения о факторах, влияющих на экономическую
ситуацию в стране;
12) формулировать выводы о роли государственных и частных коммерческих
организаций в жизни современного общества, объяснять сущность современных процессов;
13)
осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по
актуальным проблемам экономической сферы, сравнивать, анализировать, делать выводы,
рационально решать познавательные и проблемные задачи;
14) использовать освоенные экономические знания в будущей работы в качестве
наемного работника и эффективной самореализации в экономической сфере, быстро
адаптироваться и эффективно действовать в стремительно изменяющейся экономической
среде.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
Наименование разделов и
тем программы
Всего
Количество часов
Контрольные
Практические
работы
работы
10 класс
1
2
3
Экономика как наука и сфера
деятельности человека
Потребитель в рыночной
экономике
Спрос, предложение и
рыночное равновесие
Фирма и ее цели
Издержки производства
Конкуренция и типы рынков
Рынки факторов производства
Итоговое повторение курса
4
5
6
7
8
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ
11 класс
Государство в рыночной
1
экономике
2
Макроэкономический анализ:
измерения и моделирование
3
Деньги и основы
денежной политики
Инфляция, безработица
4
Макроэкономическая
5
динамика
Современная международная
6
экономика
Предпринимательство
7
Краткий очерк истории
8
экономики России
9
Особенности и перспективы,
экономики современной
России
Итоговое повторение
10
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ
3
0
0
4
0
0
8
0
0
8
2
2
2
1
34
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
8
0
0
8
0
0
6
0
0
10
0
0
0
0
5
0
0
8
6
0
0
0
0
6
0
0
3
66
0
0
0
0
6
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)