21.03.2023
В дошкольном возрасте (обычно в 5-6 лет) у детей происходит
«полуростовой скачок роста», который заключается в существенном удлинении рук и
ног.
Для того, чтобы узнать прошел этот скачек роста или еще нет,
нужно попросить ребенка дотронуться правой рукой до левого уха, проведя руку
над головой. Ребенок 4-5 лет не может этого сделать — руки еще слишком
коротки.
Результат Филиппинского теста достаточно точно характеризует
именно биологический возраст ребенка, так как отражает не просто характеристику
развития скелета, а нечто гораздо более важное — степень
морфофункциональной зрелости организма. В первую очередь это связано с уровнем
созревания нервной системы и способностью головного мозга воспринимать и
перерабатывать информацию. Недаром Филиппинский тест нередко рассматривают
как один из главных критериев «школьной зрелости».
Физиологами и гигиенистами совершенно твердо установлено,
что, если ребенок начинает посещать школу до того, как у него прошел
полуростовой скачок, это резко отрицательно сказывается на его здоровье, в
первую очередь — психическом, и крайне редко приносит успех в обучении.
Паспортный возраст, в котором проходит этот полуростовой
скачок, может существенно варьироваться. У некоторых детей он завершен уже к 5
годам, у других — только после 7 лет. Ясно, что в таком возрасте разница в
два года — это очень много.
Полуростовой скачок — один из важных критических периодов в жизни
ребенка, по ходу которого качественно меняются многие из функций организма. В
то же время физиологические последствия полуростового скачка очень просты:
организм становится надежнее в биологическом смысле, а стало быть —
работоспособнее.
С точки
зрения физиологии о работоспособности вообще можно говорить только после
завершения полуростового скачка. До этого истинной работоспособности (ни
умственной, ни физической) у ребенка еще нет. Ведь основой работоспособности является такая
организация нервных, энергетических и других процессов, которая способна
обеспечить работу в «устойчивом режиме». Ни о каком устойчивом режиме до
полуростового скачка говорить не приходится — клетки детского организма до
6 лет просто не годятся для этого.
Зато после того как
полуростовой скачок завершен, у ребенка появляются реальные функциональные
возможности к усидчивой, достаточно длительной работе в ровном темпе (разумеется, еще небольшие — они будут быстро, но неравномерно
увеличиваться по мере взросления, но основа уже заложена).
Успехов вам, терпения и понимания к себе и к своим
детям!
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 21.03.2023
Дата обновления: 21.03.2023
Дата публикации: 21.03.2023