Итоговое собеседование
15.12.2021
Модель итогового собеседования 9 классов по русскому языку
Устное собеседование по русскому языку вводится в рамках реализации Концепции преподавания русского языка и литературы для проверки навыков устной речи у школьников. Планируется, что прохождение итогового собеседования в дальнейшем станет для выпускников девятых классов допуском к государственной итоговой аттестации. Итоговое собеседование по русскому языку направлено на проверку навыков спонтанной речи.
Модель собеседования включает следующие типы заданий: 1) чтение текста вслух;
2) пересказ текста с привлечением дополнительной информации;
3) монологическое высказывание по одной из выбранных тем;
4) диалог с экзаменатором-собеседником.
Все тексты для чтения, которые будут предложены участникам собеседования, - это тексты о выдающихся людях России, таких как первый космонавт Юрий Гагарин, знаменитый хирург Николай Пирогов, наши современники Доктор Лиза (Елизавета Глинка) и доктор из Красноярска, который в сложных условиях провел операцию и спас жизнь ребенку.
На выполнение работы каждому участнику будет отводиться около 15 минут. В процессе проведения собеседования будет вестись аудиозапись. Оценка выполнения заданий работы будет осуществляться экспертом непосредственно в процессе ответа по специально разработанным критериям с учетом соблюдения норм современного русского литературного языка.
Задание 1. Выразительное чтение предложенного текста с соблюдением всех необходимых требований.
Время на подготовку: 2 минуты.
Критерии оценки: – интонация – темп чтения.
Типичные ошибки: неправильная расстановка ударения, искажение имен собственных и терминов, некорректное произнесение слов научной и публицистической лексики, ошибки в склонении числительных.
Максимальное количество баллов – 2.
Задание 2. Пересказ текста с корректным включением цитаты.
Время на подготовку: 1 минута.
Критерии оценки: – соблюдение фактологической точности при пересказе – сохранение основных микротем исходного текста – корректное цитирование (уместность, логичность приведенного высказывания) – способы цитирования.
Максимальное количество баллов – 4.
Еще четыре балла школьники могут получить за правильность речи при выполнении заданий 1 и 2. Эксперты оценивают отсутствие грамматических ошибок, соблюдение орфоэпических норм, соблюдение речевых норм и отсутствие искажений слов. Таким образом, максимальное количество баллов за работу с текстом – 10.
Задание 3. Монологическое высказывание на одну из предложенных для беседы тем.
Это задание не связано с первыми двумя заданиями собеседования. Учащийся может выбрать один из предложенных вариантов заданий: описание, повествование, рассуждение. Время на подготовку – 1 минута, высказывание должно занимать не более 3 минут. Критерии оценки: – отсутствие фактических ошибок, приведено не менее 10 фраз по теме высказывания – учет условий речевой ситуации – смысловая цельность, последовательность изложения, отсутствие логических ошибок.
Максимальное количество баллов – 3.
Задание 4. Диалог с экзаменатором-собеседником.
Экзаменатор-собеседник задает три вопроса по теме. Вопросы сформулированы заранее и зафиксированы в карточке педагога. Критерии оценки: - учащийся справился с коммуникативной задачей, даны ответы на все вопросы в диалоге - учтены условия речевой ситуации. Максимальное количество баллов – 2. Отдельные баллы девятиклассники получают за правильность речи при выполнении заданий: соблюдение грамматических, орфоэпических и речевых норм, речевое оформление: богатство и точность словаря, использование разнообразных синтаксических конструкций.
Максимальное суммарное количество баллов за монолог и диалог – 9.
Основной срок проведения итогового собеседования в текущем учебном году – 13 февраля, дополнительные – 13 марта и 6 мая. Планируется, что итоговое собеседование выпускники 9 классов будут проходить в своих школах. Оцениваться оно будет по системе «зачет»/«незачет».