Конструирование и моделирование

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
лицей №100

Принята на заседании
Педагогического совета
от 30.08.2021г.
Протокол № 1-21/22

Утверждаю:
директор МАОУ лицея№ 100
___________П. В. Корнеев
Приказ № 31-о от 30. 08. 2021 г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа
техническая направленность
«Конструирование и моделирование»
Возраст обучающихся от 6,5-11 лет.
Срок реализации 4 года

Составители: Никитина М.Н.,
Учитель технологии

Екатеринбург, 2021

1. Пояснительная записка
Программа по курсу «Конструирование и моделирование» представляет
собой один из возможных вариантов нетрадиционного решения остро
возникшей в настоящее время проблемы качественного улучшения обучения,
развития и воспитания, учащихся уже в начальной школе.
Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной
школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в
школе является урок. Строгие рамки урока математика и насыщенность
программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей. В этом случае на
помощь приходит курс дополнительного образования «Конструирование и
моделирование», являющийся закономерным продолжением урока, его
дополнением.
Начальный курс математики объединяет арифметический, алгебраический и
геометрический материалы. При этом вопросы геометрии затрагиваются
очень поверхностно, на них выделяется малое количество времени для
изучения. На современном этапе для начального математического
образования характерно возрастание интереса к изучению геометрического
материала. Федеральный государственный образовательный стандарт
расширяет содержание геометрических понятий, представление о которых
должно быть сформировано у младших школьников.
Данная программа ставит перед собой задачу формирования интереса к
предмету геометрии, подготовку дальнейшего углубленного изучения
геометрических понятий, предполагает целенаправленное развитие в ходе
обучения познавательных процессов, среди которых в младшем школьном
возрасте наиболее важными являются: внимание, воображение, память,
мышление. Программа занятий курса способствует формированию
математических способностей учащихся: учит обобщать математический
материал, логически рассуждать, обоснованно делать выводы, доказывать,
большое внимание при этом уделяется развитию речи.
Учёные установили, что успешное владение геометрическими навыками и
приемами стимулирует и повышает функциональную деятельность мозга и
других органов. Давно известно о взаимосвязи логики и интеллекта. Даже
простейшие геометрические работы требуют постоянного внимания и
заставляют думать ребёнка. Изготовление чертежа, построение фигуры – это
не только выполнение определённых движений. Это позволяет работать над
развитием практического интеллекта: учит детей анализировать задание,
планировать ход его выполнения.
Программа предусматривает развитие у детей
конструкторских
способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это
вооружает детей способностью не только чувствовать гармонию, но и
создавать ее в любой жизненной ситуации, в любой деятельности, в
отношениях с людьми, с окружающим миром.
Любая работа с элементами геометрии не только увлекательна, но и
познавательна. Знакомство с геометрией дает возможность ребенку проявить
свою индивидуальность. Дети постигают поистине универсальный её

характер. Кроме того, дети приобретают навыки конструкторской, учебноисследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и
воспринимать чужую точку зрения.
Цель курса
Сформировать элементы технического мышления, графической грамотности
и конструкторских умений, дать младшим школьникам начальное
конструкторское развитие, начальные геометрические представления.
Усилить развитие логического мышления и пространственных представлений.
Исходя из основной цели, можно выделить задачи, которые решаются
учителем в процессе внеурочной деятельности:






















Обучающие:
формировать умение использовать различные технические приемы при работе
с бумагой;
усвоение определенной системы геометрических знаний посредством
моделирования и исследования реальных ситуаций;
отрабатывать практические навыки работы с инструментами;
формирование у учащихся навыков коммуникативного общения с
окружающими людьми.
формирование у младших школьников навыков культуры речи, умение
участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические
высказывания;
Воспитывающие:
осуществлять трудовое и эстетическое воспитание школьников;
формировать коммуникативную культуру, внимание и уважение к людям,
терпимость к чужому мнению, умение работать в группе;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к геометрии,
стремления совершенствовать свои знания, пробуждение познавательного
интереса к математике;
Развивающие:
развитие познавательного интереса к предметной области «Геометрия»
развивать образное и пространственное мышление, фантазию ребенка;
развивать внимание, память, логическое, абстрактное и аналитическое
мышление и самоанализ;
развитие мелкой моторики рук и глазомера;
развитие творческих способностей.
Принципы, лежащие в основе программы:
доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным
особенностям);
наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов).
демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме,
реализация собственных творческих потребностей);
научности (обоснованность, наличие теоретической основы).






«от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы,
ребенок применяет свои знания в выполнении сложных работ).
занимательность;
связь теории с практикой
индивидуальный подход к учащимся.
Программа позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход
к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять
познавательные и жизненные интересы учащихся.
Календарно-учебный график на 20021-2022 учебный год
Начало занятий: 1 сентября 2021 года
Каникулярные дни: 1-4 классы с 31.12.2021 по 09.12.2022
с 01.06.2022 по 31.08.2022
Праздничные дни: 4.11.2021, 23.02.2022, 07.03-08.03.2022,
02.05. - 03.05.2022, 09.05. - 10.05.2022
Окончание занятий 31.05.2022 года
Программа данного курса предназначена для учащихся 1-4 классов и
рассчитана на четыре года обучения, всего — 144 ч. В 1, 2, 3, 4 классах по
36 ч. в год.
Занятия проходят в течение всего обучения по 1 ч в неделю.
Сроки реализации программы: программа рассчитана на 4 года обучения (14 классы). Возраст детей: 6,5-10 лет.








Формы работы.
Программа предусматривает использование следующих форм работы:
фронтальной - подача учебного материала всему коллективу учеников
индивидуальной - самостоятельная работа обучающихся с оказанием
учителем помощи учащимся при возникновении затруднения, не уменьшая
активности учеников и содействуя выработки навыков самостоятельной
работы.
групповой - когда учащимся предоставляется возможность самостоятельно
построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости,
ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на
конкретном этапе деятельности. Всё это способствует более быстрому и
качественному выполнению задания.
Программой предусмотрены методы:
словесный (устное изложение, беседа, рассказ);
наглядный (иллюстрации, наблюдение, показ педагогом, работа по образцу);
метод дидактической игры;
практический (учащиеся не только воспринимают и усваивают готовую
информацию, но и участвуют в коллективном поиске, решение поставленной
задачи совместно);
исследовательский и проблемно-поисковый, что способствует достижению
высоких результатов

Формы проведения занятий
Для успешного проведения занятий используются разнообразные формы
работы:
- расширенная работа со считалками, ребусами, кроссвордами;
- уроки – игры: дидактические, ролевые, деловые, состязательные;
- речевые импровизации; создание предложений по заданному началу, концу
и т.д.
- самостоятельная работа (индивидуальная и групповая)
- проекты
- экскурсии,
- олимпиады,
- поисковые исследования через организацию деятельности обучающихся во
взаимодействии
со
сверстниками,
педагогами.





В каждом занятии прослеживаются три части:
игровая;
теоретическая;
практическая.
Основные технологии
Построение занятий предполагается на основе педагогических технологий:
- активизации деятельности учащихся путем создания проблемных ситуаций;
- использования учебных игр,
- разно уровневого и развивающего обучения,
- индивидуальных и групповых способов обучения
- технология обучения в сотрудничестве;
- коммуникативная технология.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и
индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных
действий и личностных качеств школьника.
Основные положения содержания и структуры курса:
Преемственность с действующими в начальных классах курсами математики
и технологии, из которого берутся разделы «Работа с бумагой и картоном» и
«Техническое моделирование».
Существенное усиление геометрического содержания начального курса
математики, например: изучение свойств диагоналей прямоугольников,
знакомство с многогранниками (куб, пирамида), с телами вращения (цилиндр,
шар).
Предлагаемый материал даётся в форме практических заданий, наглядного
моделирования с учётом опыта и геометрических представлений детей,
является для них интересным и доступным, используется для дальнейшей
практической деятельности учащихся. Для лучшего изучения геометрических
терминов в материал занятий включены «Сказки о жителях страны
Геометрии», ребусы, кроссворды, дидактические игры.

Один из разделов курса посвящён Оригами. Перечислить все достоинства
этого способа изготовления фигурок из бумаги невозможно. Все фигурки
конструируются из моделей, изученных детьми геометрических фигур, в
дальнейшей работе с которыми происходит повторение и закрепление данного
материала, осознание значимости полученных знаний и формирование
умений использовать знания в новых условиях. Кроме того, оригами
совершенствует мелкую моторику рук, развивает глазомер, способствует
концентрации внимания, формирует культуру труда.
В процессе изучения курса «Конструирование и моделирование» дети учатся:
· работать с чертежом, технологической картой и составлять их;
· работать с чертёжными инструментами;
· определять назначение изготовленного изделия; оценивать качество своей
работы с учётом технологических и эстетических требований.
Планируемые результаты освоения программы:
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностные
- оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения
собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях
отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или
плохие;
- называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых
произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции
общечеловеческих нравственных ценностей;
- самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения,
возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые
простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих
нравственных ценностей);
- в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила
поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметные
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью
учителя;
- проговаривать последовательность действий;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с
иллюстрацией;
- с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения
задания материалов и инструментов;
- учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по
предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки;
- выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в
книге (на развороте, в оглавлении, в словаре);
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя
литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате
совместной работы всего класса;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать пре
дметы и их образы;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия,
художественные образы.
Коммуникативные УУД:
- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках,
доступных для изготовления изделиях;
- слушать и понимать речь других.
Предметные:
Знать
- виды материалов (природные, бумага, тонкий картон, клей), их свойства и
названия;
- конструкции однодетальные и многодетальные, неподвижное соединение
деталей;
- названия и назначение ручных инструментов и приспособления шаблонов,
правила работы ими;
- технологическую последовательность изготовления несложных изделий:
разметка, резание, сборка, отделка;
- способы разметки: сгибанием, по шаблону;
- способы соединения с помощью клейстера, клея ПВА;
- виды отделки: раскрашивание, аппликацию.
уметь организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нём во время
работы, правильно работать ручными инструментами;
- анализировать,
планировать предстоящую
практическую
работу,
осуществлять контроль качества результатов собственной практической
деятельности;
самостоятельно определять
количество
деталей
в
конструкции
изготавливаемых изделий, выполнять экономную разметку деталей по
шаблону, аккуратно выполнять клеевое соединение деталей (мелких и средних
по размеру), использовать пресс для
сушки изделий.
Уметь реализовывать творческий замысел в контексте (связи) художественно
- творческой и трудовой деятельности.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной
программы.
Составление альбома лучших работ. Проведение выставок работ учащихся.
Планируемые результаты освоения программы:
Личностные результаты:

1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и
историю России; осознание своей этнической и национальной
принадлежности, формирование ценностей многонационального российского
общества; становление гуманистических и демократических ценностных
ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в
его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и
религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и
культуре других народов.
4. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов
учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
5. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей.
6) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов
учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
7) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; в
том числе в информационной деятельности, на основе представлений о
нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
8) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
6. Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в различных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы
из спорных ситуаций.
7. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации
к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств её осуществления.
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной
деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях
неуспеха;
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,
определять наиболее эффективные способы достижения результата.
5. Активное использование речевых средств и средств для решения
коммуникативных и познавательных задач.
6. Использование различных способов поиска (в справочных источниках),
сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации
информации.
7. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать
своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

8.Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять
взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать
собственное поведение и поведение окружающих.
9. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта
интересов сторон и сотрудничества.
10. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями,
отражающими существенные связи и отношения между объектами и
процессами.
Предметные результаты:
1. использование начальных математических знаний для описания и
объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их
количественных и пространственных отношений;
2. овладение основами логического и алгоритмического мышления,
пространственного воображения и математической речи, измерения,
пересчета, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов,
записи и выполнения алгоритмов;
3. приобретение начального опыта применения математических знаний для
решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
4. умение действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие
алгоритмы, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры,
работать с таблицами, схемами, графиками , цепочками, совокупностями,
представлять, анализировать и интерпретировать данные;
Прогнозируемые результаты.
По окончании обучения учащиеся должны демонстрировать сформированные
умения и навыки работы с чертежными инструментами и применять
полученные знания в практической деятельности и повседневной жизни.
Ожидается, что в результате освоения общих навыков учащиеся будут уметь:
- осознавать потребность в дополнительной работе;
- обнаруживать изменения объектов наблюдения, описывать объекты и их
изменения;
- с помощью сравнения выделять отдельные признаки, характерные для
сопоставляемых предметов;
- объединять предметы по общему признаку;
- различать целое и части;
- составлять и исполнять несложные чертежи;
- понимать и создавать самостоятельно точные и понятные чертежи при
решении учебных задач и в повседневной жизни
- готовить к защите и защищать небольшие проекты по заданной теме.
Требования к обязательному уровню подготовки
В процессе изучения курса в начальной школе, обучаемому предоставляется
возможность:
- выяснить роль и место геометрии в жизни человека

- получить первичное представление о геометрии
- научиться различать виды геометрических фигур
- познакомиться с названиями составных частей геометрических фигур
- познакомиться с основными приемами создания геометрических объектов
- узнать правила работы с геометрическими инструментами и освоить их
возможности;
- получить представление о моделировании
Формы промежуточного и итогового контроля
Формой подведения итогов считать: участие в школьных и конкурсах и
олимпиадах.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников
распределяются по трём уровням.
1-й уровень - школьник знает и понимает общественную жизнь.
2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь.
3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.
Каждому уровню результатов соответствует своя образовательная форма.
Первый уровень результатов может быть достигнут относительно простыми
формами, второй – более сложными, третий уровень – самыми сложными
формами внеурочной деятельности.
Способ достижения
формы деятельности
Первый уровень результатов
Приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах,
устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах
поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности
и повседневной жизни
Достигается во взаимодействии с учителем как значимым носителем
положительного социального знания и повседневного опыта
Беседа, лекция
Второй уровень результатов
Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к
базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир,
знания, труд, культура), ценностного отношения к социальным реальностям в
целом
Достигается во взаимодействии школьников между собой на уровне класса,
школы, т.е. в защищенной, дружественной социальной среде, где он
подтверждает практически приобретенные социальные знания, начинает их
ценить (или отвергать)
Дебаты, тематические вечера, диспут
проекты
Третий уровень результатов
Получение школьником опыта самостоятельного общественного действия в
открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, где не
обязательно положительный настрой

Достигается во взаимодействии школьника с социальными субъектами, в
открытой общественной среде
Акции, социальные проекты
Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности будет
свидетельствовать об эффективности работы по вопросам воспитания.
2. Учебный план.
Содержание курса:
Основное содержание курса представлено двумя крупными разделами:
«Геометрическая составляющая курса» и «Конструирование».
Геометрическая составляющая.
Точка. Линия. Линии прямые и кривые. Линии замкнутые , незамкнутые.
Прямая линия. Свойства прямой. Отрезок. 1еление отрезка пополам. Луч.
Взаимное расположение отрезков на плоскости и в пространстве.
Геометрическая сумма и разность двух отрезков. Угол. Виды углов: прямой,
острый, тупой, развёрнутый. Ломаная. Вершины, звенья ломаной. Длина
ломаной.
Многоугольник — замкнутая ломаная. Углы, вершины, стороны
многоугольника. Виды многоугольников: треуголь ник, четырёхугольник,
пятиугольник и т. д. Периметр много угольника. Виды треугольников: по
соотношению сторон: разносторонний, равнобедренный (равносторонний); по
углам: прямоугольный, остроугольный, тупоугольный, разносторонний.
Построение треугольника по трём сторонам с использованием циркуля и
неоцифрованной
линейки.
Прямоугольник.
Квадрат.
Диагонали
прямоугольника (квадрата) и их свойства. Построение прямоугольника
(квадрата) с использованием свойств его диагоналей. Периметр
многоугольника.
Площадь
прямоугольника
(квадрата),
площадь
прямоугольного треугольника. Обозначение геометрических фигур буквами.
Окружность. Круг. Центр, радиус, диаметр окружности (круга). Взаимное
расположение прямоугольника (квадрата) и окружности. Прямоугольник,
вписанный в окружность; окружность, описанная около прямоугольника
(квадрата). Вписанный в окружность треугольник. Деление окружности на 2,
4, 8 равных частей. Деление окружности на 3, 6, 12 равных частей. Взаимное
расположение окружностей на плоскости. Кольцо.
Прямоугольный параллелепипед. Грани, рёбра, вершины прямоугольного
параллелепипеда. Свойства граней и рёбер прямоугольного параллелепипеда.
Развёртка прямоугольного параллелепипеда. Куб. Грани, рёбра, вершины
куба. Развёртка куба. Изображение прямоугольного параллелепипеда (куба) в
трёх проекциях. Треугольная пирамида. Грани, рёбра, вершины треугольной
пирамиды. Прямой круговой цилиндр. Шар. Сфера.
Осевая симметрия. Фигуры, имеющие одну, две и более осей симметрии
Конструирование.
Виды бумаги. Основные приёмы обработки бумаги: сгибание, складывание,
разметка по шаблону, разрезание ножницами, соединение деталей из бумаги с
использованием клея. Разметка бумаги по шаблону. Конструирование из

полосок бумаги разной длины моделей «Самолёт», «Песочница».
Изготовление заготовок прямоугольной формы заданных размеров.
Преобразование листа бумаги прямоугольной формы в лист квадратной
формы. Изготовление аппликаций с использованием различных
многоугольников. Изготовление набора «Геометрическая мозаика» с
последующим его использованием для конструирования различных
геометрических фигур, бордюров, сюжетных картин. Знакомство с техникой
«Оригами» и изготовление изделий с использованием этой техники.
Чертёж. Линии на чертеже: основная (изображение видимого контура),
сплошная тонкая (размерная и выносная), штрихпунктирная (обозначение
линий сгиба). Чтение чертежа, изготовление аппликаций и изделий по
чертежу.
Технологический рисунок. Изготовление аппликаций по отологическому
рисунку. Технологическая карта. Изготовление изделий по технологической
карте.
Набор «Конструктор»: название и назначение деталей, способы их крепления:
простое, жёсткое, внахлестку двумя болтами, шарнирное; рабочие
инструменты. Сборка из деталей «Конструктора» различных моделей
геометрических фигур и изделий.
Развёртка. Модель прямоугольного параллелепипеда, куба, треугольной
пирамиды, цилиндра, шара и моделей объектов, имеющих форму названных
многогранников.
Изготовление игр геометрического содержания
«Танграмм», «Пентамино». Изготовление фигур, имеющих заданное
количество осей симметрии.
1 класс (36 часов)
1. Пространственные, линейные и плоскостные представления. (5 ч)
Пространственные представления. Расположение объектов: вверху, внизу,
справа, слева, перед, за, между, рядом. Точка. Линия. Линии прямые и кривые.
Линии замкнутые и незамкнутые. Получение прямой линии путем
перегибания листа бумаги. Вычерчивание прямой. Изучение свойств прямой
линии. Отрезок прямой. Луч. Рассмотрение и изготовление моделей отрезков
путем перегибания листа бумаги, вырезание полосок бумаги, сгибание кусков
проволоки (складывание стрелы, оригами: бабочка, птица). Отыскивание
моделей отрезков в окружающих предметах. Сравнение отрезков «на глаз»,
наложением. Вычеркивание отрезков разной длины, размещение их в порядке
возрастания, убывания.
2. Ломаная линия. (9ч)
Отрезок. Конструирование линейных и плоскостных объектов из отрезков
одинаковой длины (счетных палочек) и отрезков разной длины (куски
проволоки) - геометрических фигур, букв, цифр, различных предметов:
елочки, домики, лодочки с парусом.
Представление о плоском угле. Конструирование моделей угла из палочек,
проволоки, бумаги или картона.

Сравнение углов «на глаз» и путем наложения. Выделение равных углов.
Отыскивание углов в окружающих предметах. Построение углов. Знакомство
с прямым углом.
Ломаная линия. Изготовление модели ломаной линии из палочек, проволоки:
геометрические фигуры, каркасы космических объектов. Рисование ломаной
линии.
3. Простейшие геометрические фигуры. Многоугольник. (14ч)
Простейшие геометрические фигуры: треугольник, прямоугольник, квадрат.
Получение этих фигур путём перегибания листа бумаги, путём сгибания куска
проволоки, выкладывания палочек, по шаблону, трафарету.
Многоугольник. Изготовление многоугольника на плоскости из палочек
(одинаковой и разной длины), из кусков проволоки.
Построение многоугольника из простейших геометрических фигур:
прямоугольников, квадратов, треугольников. Разбиение многоугольника на
прямоугольники, квадраты, треугольники.
Конструирование различных композиций, бордюров из геометрических фигур
на плоскости. Составление плоских предметов из заданных частей
геометрической формы. Выполнение заданий на видоизменение данной или
построенной
фигуры.
Используем
Математический
набор
для
первоклассника, бумагу, лёгкий картон.
4. Величины геометрических фигур. (5ч)
Измерение длины и ширины прямоугольника. Понятие площади
прямоугольника. Определение размеров заготовки прямоугольной
(квадратной) формы. Разметка и вырезание прямоугольника заданных
размеров по краю бумаги прямоугольной формы. Изделия: закладки,
открытки,
игрушки,
аппликации,
тематические
композиции
из
геометрических фигур по образцу, по описанию, по замыслу, по указанию их
назначения.
5. Компьютер. (1ч)
Экскурсия в компьютерный класс лицея. Знакомство с персональным
компьютером.
6. Систематизация и обобщение знаний.( 2ч)
Повторение пройденного материала. Подведение итогов. Выставка лучших
работ. Награждение учащихся. (Отметок нет.)
2 класс (36 часов)
1. Простейшие геометрические фигуры (14 ч)
Представление о геометрической фигуре угол. Угольник. Построение
прямоугольного угла на нелинованной бумаге. Получение моделей
простейших геометрических фигур путем перегибания листа бумаги
неправильной формы. Вычерчивание прямоугольника, квадрата на клетчатой
бумаге. Построение прямоугольника на нелинованной бумаге по кромке листа
бумаги, картона. Получение квадрата из бумаги прямоугольной формы.
Деление прямоугольника (квадрата) с помощью линейки и угольника на

другие геометрические фигуры меньших размеров (прямоугольники,
квадраты, треугольники). Деление квадрата на прямоугольники, квадраты,
треугольники. Вырезание из бумаги и картона полученных фигур. Построение
прямоугольника (квадрата) из простейших геометрических фигур.
Конструирование фигур, объектов, сюжетов из отрезков, из отрезков и
геометрических фигур, из геометрических фигур (космические объекты).
Построение бордюров из прямоугольников, квадратов, отрезков по заданным
условиям, по замыслу учащихся (панно, аппликации).
2. Окружность. Круг. (9 ч)
Замкнутая кривая линия. Окружность и овал. Сходство и различие.
Центр окружности, радиус, диаметр. Изображение окружности с помощью
циркуля. Концентрические окружности. Вычерчивание «розеток».
Изготовление модели окружности из проволоки, ниток. Взаимное
расположение окружностей. Вписанные и описанные окружности.
Круг. Изготовление модели круга из бумаги. Сходство и различие между
кругом и окружностью. Деление круга на части. Сектор. Сегмент.
Изготовление модели часов, выпуклой звезды.
Изготовление плоскостных сюжетных картин по заданной теме (Звёзды, в
гости ждите нас!) с использованием кругов, овалов, их элементов.
Изготовление предметов технической направленности (трактор, экскаватор,
автомобиль, ракета, самолет) в виде аппликаций из моделей изученных
геометрических фигур.
Графическое изображение на бумаге изготавливаемых изделий. Знакомство со
схематическим чертежом, техническим рисунком, их чтение и
конструирование изделий по ним, применяя творческий подход и фантазию.
3. Конструктор и техническое моделирование. (7 ч)
Конструктор и его виды. Назначение. Знакомство с деталями конструктора,
монтажными инструментами. Приёмы работы с конструктором. Правила
техники безопасности и личной гигиены при работе с конструктором и
монтажными инструментами. Изучение правил. Организация рабочего места.
Виды соединения деталей в конструкторе: обычное, шарнирное, жесткое,
внахлестку. Подвижные и неподвижные механизмы. Изготовление изделий:
садовая тележка, вертолёт, дорожный знак, бульдозер, водный транспорт,
детская площадка.
4. Компьютер.(4ч)
Знакомство с графическими возможностями компьютера. Координаты точки
на плоскости. Движение точки на экране монитора: вверх, вниз, вправо, влево.
Рисование отрезков, углов, простейших геометрических фигур (квадратов,
(прямоугольников, треугольников, кругов, овалов). Составление композиций.
5. Систематизация и обобщение знаний.(2ч)
Подведение итогов по изучению теоретического материала. Выставка
практических работ учащихся. Награждение учащихся (отметок нет).
3 класс (36 часов)
1. Простейшие геометрические фигуры (9 ч)

Закрепление и углубление знаний и умений при выполнении простейших
геометрических построений. Конструирование из линейных и плоскостных
геометрических фигур. Преобразование, видоизменение отдельных элементов
фигур, фигур и объектов, их построение. Взаимное расположение двух фигур.
Построение объектов из геометрических фигур. Танграм. Ось симметрии.
Конструирование объектов с использованием оси симметрии (ребристые
игрушки).
2. Техническое моделирование и конструирование (19 ч)
Технический рисунок, эскиз. Правила чтения технического рисунка, эскиза,
чтение и изготовление по ним изделий с предварительным составлением плана
выполнения этапов работы.
Примерный перечень изделий: коробки, конверты, сотовый телефон. Игры:
лото, театр зверей.
Техническое моделирование и конструирование. Технические сведения о
транспортирующих устройствах и машинах: принцип действия, назначения,
применения. Сбор и изготовление машин: катамаран, пароход, подъемный
кран, легковой автомобиль.
Совершенствование изготовленных моделей, расширение их функций в
области
применения.
Изготовление
действующих
игрушек,
их
совершенствование, улучшение внешнего вида (колодец с воротом,
калейдоскоп).
Электрический конструктор. Электрическая цепь и её элементы: провода,
выключатель, реостат, лампочка, батарейка. Проводники и изоляторы.
Последовательное, параллельное и смешанное соединения. Чертеж схемы
электрической цепи. Сборка простейших электрических цепей из
конструктора.
3. Компьютер. (6 ч)
Рисование простейших геометрических фигур. Решение простейших
геометрических задач. Перенесение технического рисунка на компьютер.
Способы изменения технического рисунка на экране компьютера.
4. Систематизация и обобщение знаний.(2ч)
Повторение пройденного в течение года. Тестирование учебного материала.
Подведение итогов учебного года. Объявление качества знаний учащихся по
предмету. Организация выставки работ учеников. Награждение активно
участвующих детей в конкурсах, олимпиадах по предмету.
4 класс (36 часов)
1. Пространственные тела и пространственное конструирование. (7 ч)
Элементы пространства (длина, ширина, высота объектов). Три проекции тела.
Параллелепипед. Развертка параллелепипеда. Графическое изображение
параллелепипеда на бумаге (рисунок, три проекции). Изготовление из бумаги
моделей параллелепипеда и изготовление каркаса из проволоки. Знакомство с
вершинами, ребрами, гранями параллелепипеда. Примеры тел, объектов,
имеющих форму параллелепипеда.
Куб. Развертка куба. Изготовление из бумаги модели куба.

Изготовление объектов из параллелепипедов и кубов (робот, карандашница
«Ёжик», комбинированные подвески).
2. Шар (8ч)
Изготовление модели шара из пластилина и изделий, имеющих форму шара.
Отыскивание в окружающих предметах шара или его частей. Знакомство с
другими объемными телами. Демонстрация моделей цилиндра (стакан),
конуса (сыпучий материал принимает форму конуса, когда его высыпают на
плоскость), пирамиды (рисунки египетских пирамид). Изготовление
пирамиды путем перегибания листа бумаги, имеющего форму
равностороннего треугольника, по его средним линиям; цилиндра, конуса по
техническому рисунку. Изготовление объектов из объёмных тел (летающая
тарелка, пингвин, игрушки-кувыркайки).
3. Техническое моделирование и конструирование (13ч)
Усечённые многоугольники. Платоновы тела (сочетание одинаковых
геометрических фигур). Архимедовы тела (сочетание различных
геометрических фигур). Чтение несложных чертежей и конструирование по
чертежу. Анализ готовой конструкции. Изменения в чертеже и их реализация
в конструкции. Определение размеров изделия по чертежу и взаимного
расположения частей конструкции.
Изготовление объектов, конструкций из всех видов изученных тел (клубничка,
зверюшки, игрушки по замыслу, вертолёт, коттедж) и их оформление.
4. Компьютер. (4ч)
Составляем простейшие геометрические чертежи. Рисуем проекции объемных
геометрических тел, изображаем модели геометрических фигур, тел
(плоскостных, объемных). Конструируем тематические композиции, панно.
5. Систематизация и обобщение знаний (4 ч)
Обобщение закономерностей выполнения конструкций и их моделей;
обобщение основных этапов работы над изделием. Творчество. Изготовление
модели по замыслу. Составление эскиза коллективного объекта и его
изготовление. Выставка работ как итог полученных знаний, умений и навыков
по курсу «Математика и конструирование».

2.

1 класс (36ч)
Тематическое планирование.
Тема занятия
Теория Практическое
занятие
Знакомство учащихся
1
с основным содержанием
курса.
Точка. Линия
1

3.

Виды бумаги.

4.

Практическая работа
с бумагой.

№
1.

1

Всего
1

1
1

1

1

Формы
контроля
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение

5.

Отрезок.

1

1

6.

Отрезок.

1

1

7.

Обозначение
геометрических
фигур буквами.

1

1

8.

Луч.

1

1

9.

Луч.

1

1

10. Луч.

1

1

11. Сантиметр.

1

1

12. Циркуль

1

1

13. Угол.

1

1

14. Ломаная.

1

1

15. Ломаная.

1

1

16. Многоугольник.

1

1

17. Многоугольник.

1

1

18. Прямоугольник.

1

1

19. Прямоугольник.

1

1

20. Единицы длины:

1

1

21. Единицы длины:

1

1

22. Единицы длины:

1

1

23. Изготовление
геометрического набора
треугольников.

1

1

Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение

24. Изготовление
геометрического набора
треугольников.

1

1

Педагогическое
наблюдение

25. Оригами

1

1

26. Оригами

1

1

27. Оригами

1

1

28. Оригами

1

1

29. Оригами

1

1

30. Оригами

1

1

31. Оригами

1

1

32. Оригами

1

1

33. Оригами

1

1

34. Оригами

1

1

35. Оригами

1

1

36. Оригами

1

1

Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение

№
1.

2.

3.

2 класс (36 часов)
Учебный план.
Тема занятия

Теория Практическое
занятие
Повторение пройденного в 1
1 классе: виды углов,
отрезок, ломаная, длина
ломаной
Оригами.
Изготовление
1
изделия
«Воздушный
змей».

Всего

1

Педагогическое
наблюдение

Треугольник. Соотношение 1
между длинами сторон
треугольника.

1

Педагогическое
наблюдение

1

Формы
контроля
Педагогическое
наблюдение

Определять, из каких трёх
отрезков можно построить
треугольник
Изготавливать модель
складного метра.
Вычерчивать прямоуголь
ник (квадрат) на клетчатой
бумаге.
Строить прямоугольник на
нелинованной бумаге с
помощью
чертёжного
треугольника.
4. Прямоугольник.
Определение
прямоугольника
5. Противоположные стороны
прямоугольника
и
их
свойства..
6. Диагонали прямоугольника
и их свойства.
7. Квадрат.
Диагонали
квадрата и их свойства
8. Закрепление
пройденного Построение
прямоугольника
на
нелинованной бумаге с
помощью
чертёжного
треугольника
9. Практическая работа 1
«Преобразование фигур».
Находить середину
отрезка с помощью циркуля
и неоцифрованной линейки
(без измерений)
Строить отрезок равный
данному, с использованием
циркуля (без измерения его
длины)
10. Построение
прямоугольника
на
нелинованной бумаге с
помощью
чертежного
треугольника.

1

1

Педагогическое
наблюдение

1

1

Педагогическое
наблюдение

1

1

1

1

Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение

1

1

1

1

Педагогическое
наблюдение

1

1

Педагогическое
наблюдение

11. Середина отрезка. Деление
отрезка
пополам Построение
отрезка, равного данному, с
помощью циркуля
12. Свойства
диагоналей
прямоугольника. Практиче
ская работа
Изготавливать изделия с
использованием заготовок,
имеющих
форму
прямоугольника (квадрата)
13. Практическая
работа
«Изготовление пакета для
хранения счётных палочек»
14. Практическая
работа
«Изготовление подставки
для кисточки».
15. Закрепление пройденного.
Практическая
работа
«Преобразование фигур по
заданному правилу и по
воображению»
16. Окружность. Круг. Центр,
радиус,
диаметр
окружности
(круга).
Прямоугольник, вписанный
в окружность.
Чертить окружность
(круг),
прямоугольник,
вписанный в окружность
17. Окружность. Круг. Центр, 1
радиус,
диаметр
окружности (круга).
18. Окружность. Круг. Центр, 1
радиус,
диаметр
окружности
(круга). Прямоугольник,
вписанный в окружность.
19. Практическая работа 4
«Изготовление ребристого
шара»
Вырезать круги
и
использовать
их
для

1

1

Педагогическое
наблюдение

1

1

Педагогическое
наблюдение

1

1

Педагогическое
наблюдение

1

1

Педагогическое
наблюдение

1

1

Педагогическое
наблюдение

1

1

Педагогическое
наблюдение

1

Педагогическое
наблюдение

1

Педагогическое
наблюдение

1

Педагогическое
наблюдение

1

изготовления описанного
изделия. Изменять изготов
ленное
изделие
по
предложенному условию.
20.

1

1

Педагогическое
наблюдение

1

Педагогическое
наблюдение

1

Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение

Закрепление пройденного.
21. Практическая
работа
«Изготовление аппликации
«Цыплёнок»»
22. Закрепление пройденного. 1
23. Деление окружности на 6 1
равных
частей.
Вычерчивание «розеток»
Делить окружность на 6
равных
частей
с
использованием циркуля
24. Практическая работа 6
«Изготовление
закладки
для книги». Составление
технологической карты для
изготовления кольца.
Читать и использовать пр
остейший
чертёж
для
изготовления
предложенного изделия.
Читать технологическую
карту и выполнять по ней
действия
25. Деление фигур на части,
подготовка к составлению
чертежа. Технологическая
карта. Составление плана
действий
по
технологической
карте
(как вырезать кольцо)
26. Закрепление
пройденного. Чтение
чертежа.
Соотнесение
чертежа
с
рисунком
будущего изделия.
Читать чертёж
и
изготавливать по чертежу

1

1

1

1

Педагогическое
наблюдение

1

1

Педагогическое
наблюдение

1

1

Педагогическое
наблюдение

27.

28.

29.

30.

несложные
изделия. Вносить изменен
ия в изделие по изменениям
в
чертеже
и
наоборот. Выполнять черт
ёж по рисунку изделия
Практическая работа 7
«Изготовление аппликации
«Автомобиль».
Чтение
чертежа.
Соотнесение
деталей рисунка и деталей
чертежа Изготовление
чертежа
по
рисунку
изделия
Выполнение чертежа по
рисунку объекта.
Дополнять чертёж
недостающим размером
Практическая работа 8
«Изготовление аппликаций
«Трактор с тележкой»,
«Экскаватор».
Оригами.
Изготовление
изделий «Щенок», «Жук»
Изготавливать по чертежу
несложные
изделия. Работать в
паре: распределять обязан
ности, обсуждать результа
т, исправлять допущенны
е ошибки

31. Работа
с
набором
«Конструктор».
Собирать несложные
изделия из деталей набора
«Конструктор»
по
рисункам готовых образцов
32. Работа
с
набором
«Конструктор».
Детали,
правила и приёмы работы с
деталями и инструментами
набора.

1

1

Педагогическое
наблюдение

1

1

Педагогическое
наблюдение

1

1

Педагогическое
наблюдение

1

1

Педагогическое
наблюдение

1

1

Педагогическое
наблюдение

1

1

Педагогическое
наблюдение

33. Виды
соединений.
Конструирование
различных предметов с
использованием
деталей
набора «Конструктор».
34. Работа
с
набором
«Конструктор».
Усовершенствование
изготовленных изделий
35. Работа
с
набором
«Конструктор».
Усовершенствование
изготовленных изделий
36. Работа
с
набором
«Конструктор».
Усовершенствование
изготовленных изделий

№
1.

2.

3.

3 класс (36 часов)
Учебный план
Тема занятия

1

1

Педагогическое
наблюдение

1

1

Педагогическое
наблюдение

1

1

Педагогическое
наблюдение

1

1

Педагогическое
наблюдение

Теория Практическое
занятие
1

Повторение
геометрического материала:
отрезок,
ломаная,
многоугольник
Повторение
1
геометрического материала:
отрезок,
ломаная,
многоугольник
Треугольник.
Виды
треугольников по сторонам:
разносторонний,
равнобедренный,
равносторонний.
Построение треугольника по
трём
сторонам.
Виды
треугольников по углам:
прямоугольный,
остроугольный,
тупоугольный.
Конструирование моделей
различных треугольников.

1

Всего

Формы контроля

1

Педагогическое
наблюдение

1

Педагогическое
наблюдение

1

Педагогическое
наблюдение

4.

5.

6.

Треугольник.
Виды
треугольников по сторонам:
разносторонний,
равнобедренный,
равносторонний.
Построение треугольника по
трём
сторонам.
Виды
треугольников по углам:
прямоугольный,
остроугольный,
тупоугольный.
Конструирование моделей
различных треугольников.
Треугольник.
Виды
треугольников по сторонам:
разносторонний,
равнобедренный,
равносторонний.
Построение треугольника по
трём
сторонам.
Виды
треугольников по углам:
прямоугольный,
остроугольный,
тупоугольный.
Конструирование моделей
различных треугольников.
Правильная
треугольная
пирамида.
Изготовление
модели
правильной
треугольной
пирамиды
сплетением
из
двух
одинаковых полосок, каждая
из которых разделена на 4
равносторонних
треугольника. Изготовление
каркасной
модели
правильной
треугольной
пирамиды
из
счётных
палочек. Вершины, грани и
рёбра
пирамиды.
Изготовление
геометрической
игрушки
«Флексагон»
(гнущийся
многоугольник) на основе
полосы
из
10

1

1

Педагогическое
наблюдение

1

1

Педагогическое
наблюдение

1

1

Педагогическое
наблюдение

7.

8.

равносторонних
треугольников.
Периметр
многоугольника, в том числе
прямоугольника (квадрата).
Правильная
треугольная
пирамида.
Изготовление
модели
правильной
треугольной
пирамиды
сплетением
из
двух
одинаковых полосок, каждая
из которых разделена на 4
равносторонних
треугольника. Изготовление
каркасной
модели
правильной
треугольной
пирамиды
из
счётных
палочек. Вершины, грани и
рёбра
пирамиды.
Изготовление
геометрической
игрушки
«Флексагон»
(гнущийся
многоугольник) на основе
полосы
из
10
равносторонних
треугольников.
Периметр
многоугольника, в том числе
прямоугольника (квадрата).
Правильная
треугольная
пирамида.
Изготовление
модели
правильной
треугольной
пирамиды
сплетением
из
двух
одинаковых полосок, каждая
из которых разделена на 4
равносторонних
треугольника. Изготовление
каркасной
модели
правильной
треугольной
пирамиды
из
счётных
палочек. Вершины, грани и
рёбра
пирамиды.
Изготовление
геометрической
игрушки
«Флексагон»
(гнущийся
многоугольник) на основе

1

1

Педагогическое
наблюдение

1

1

Педагогическое
наблюдение

9.

полосы
из
10
равносторонних
треугольников.
Периметр
многоугольника, в том числе
прямоугольника (квадрата).
Правильная
треугольная
пирамида.
Изготовление
модели
правильной
треугольной
пирамиды
сплетением
из
двух
одинаковых полосок, каждая
из которых разделена на 4
равносторонних
треугольника. Изготовление
каркасной
модели
правильной
треугольной
пирамиды
из
счётных
палочек. Вершины, грани и
рёбра
пирамиды.
Изготовление
геометрической
игрушки
«Флексагон»
(гнущийся
многоугольник) на основе
полосы
из
10
равносторонних
треугольников.
Периметр
многоугольника, в том числе
прямоугольника (квадрата).

10. Правильная
треугольная
пирамида.
Изготовление
модели
правильной
треугольной
пирамиды
сплетением
из
двух
одинаковых полосок, каждая
из которых разделена на 4
равносторонних
треугольника. Изготовление
каркасной
модели
правильной
треугольной
пирамиды
из
счётных
палочек. Вершины, грани и
рёбра
пирамиды.
Изготовление
геометрической
игрушки

1

1

Педагогическое
наблюдение

1

1

Педагогическое
наблюдение

«Флексагон»
(гнущийся
многоугольник) на основе
полосы
из
10
равносторонних
треугольников.
Периметр
многоугольника, в том числе
прямоугольника (квадрата).
11. Построение прямоугольника
на нелинованой бумаге с
использованием свойств его
диагоналей.
Построение
квадрата на нелинованой
бумаге по заданным его
диагоналям.
12. Построение прямоугольника
на нелинованой бумаге с
использованием свойств его
диагоналей.
Построение
квадрата на нелинованой
бумаге по заданным его
диагоналям.

1

1

Педагогическое
наблюдение

1

1

Педагогическое
наблюдение

13. Построение прямоугольника
на нелинованой бумаге с
использованием свойств его
диагоналей.
Построение
квадрата на нелинованой
бумаге по заданным его
диагоналям.
14. Чертёж. Изготовление по
чертежам
аппликаций
«Домик», «Бульдозер».
Составление
аппликаций
различных
фигур
из
различных
частей
определённым
образом
разрезанного
квадрата.
Технологический рисунок.
15. Чертёж. Изготовление по
чертежам
аппликаций
«Домик», «Бульдозер».
Составление
аппликаций
различных
фигур
из
различных
частей

1

1

Педагогическое
наблюдение

1

1

Педагогическое
наблюдение

1

1

Педагогическое
наблюдение

16.

17.

18.

19.

20.

21.

определённым
образом
разрезанного
квадрата.
Технологический рисунок.
Чертёж. Изготовление по
чертежам
аппликаций
«Домик», «Бульдозер».
Составление
аппликаций
различных
фигур
из
различных
частей
определённым
образом
разрезанного
квадрата.
Технологический рисунок.
Чертёж. Изготовление по
чертежам
аппликаций
«Домик», «Бульдозер».
Составление
аппликаций
различных
фигур
из
различных
частей
определённым
образом
разрезанного
квадрата.
Технологический рисунок.
Чертёж. Изготовление по
чертежам
аппликаций
«Домик», «Бульдозер».
Составление
аппликаций
различных
фигур
из
различных
частей
определённым
образом
разрезанного
квадрата.
Технологический рисунок.
Изготовление
по
технологическому рисунку
композиции «Яхты в море».
Площадь.
Единицы 1
площади.
Площадь
прямоугольника (квадрата),
различных
фигур,
составленных
из
прямоугольников
и
квадратов.
Площадь.
Единицы 1
площади.
Площадь
прямоугольника (квадрата),
различных
фигур,
составленных
из

1

1

Педагогическое
наблюдение

1

1

Педагогическое
наблюдение

1

1

Педагогическое
наблюдение

1

1

Педагогическое
наблюдение

1

Педагогическое
наблюдение

1

Педагогическое
наблюдение

22.

23.

24.

25.

26.

27.
28.

29.

30.

31.

прямоугольников
и
квадратов.
Площадь.
Единицы 1
площади.
Площадь
прямоугольника (квадрата),
различных
фигур,
составленных
из
прямоугольников
и
квадратов.
Разметка
окружности.
Деление окружности (круга)
на 2, 4, 8 равных частей.
Изготовление модели цветка
с использованием деления
круга на 8 равных частей.
Разметка
окружности.
Деление окружности (круга)
на 2, 4, 8 равных частей.
Изготовление модели цветка
с использованием деления
круга на 8 равных частей.
Деление окружности на 3, 6,
12
равных
частей.
Изготовление модели часов.
Деление окружности на 3, 6,
12
равных
частей.
Изготовление модели часов.
Взаимное
расположение 1
окружностей на плоскости.
Деление отрезка пополам без
определения его длины (с
использованием циркуля и
линейки без делений).
Получение
практическим
способом
треугольника,
вписанного в окружность
(круг).
Изготовление аппликации
«Паровоз», геометрической
игры
«Танграм»
и
аппликаций фигур из частей
игры «Танграм».
Изготовление аппликации
«Паровоз», геометрической

1

Педагогическое
наблюдение

1

1

Педагогическое
наблюдение

1

1

Педагогическое
наблюдение

1

1

Педагогическое
наблюдение

1

1

Педагогическое
наблюдение

1

Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение

1

1

1

1

Педагогическое
наблюдение

1

1

Педагогическое
наблюдение

1

1

Педагогическое
наблюдение

32.
33.

34.

35.

36.

игры
«Танграм»
и
аппликаций фигур из частей
игры «Танграм».
«Оригами». Изготовление
изделия «Лебедь
Техническое
конструирование из деталей
набора
«Конструктор».
Изготовление
по
приведённым
рисункам
моделей «Подъёмный кран»
и «Транспортёр»
Техническое
конструирование из деталей
набора
«Конструктор».
Изготовление
по
приведённым
рисункам
моделей «Подъёмный кран»
и «Транспортёр»
Техническое
конструирование из деталей
набора
«Конструктор».
Изготовление
по
приведённым
рисункам
моделей «Подъёмный кран»
и «Транспортёр»
Техническое
конструирование из деталей
набора
«Конструктор».
Изготовление
по
приведённым
рисункам
моделей «Подъёмный кран»
и «Транспортёр»

Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение

1

1

1

1

1

1

Педагогическое
наблюдение

1

1

Педагогическое
наблюдение

1

1

Педагогическое
наблюдение

4 класс (36 часов)
Учебный план
№
1.

Тема занятия

Теория Практическое
занятие
Повторение
материала, 1
изученного в 3-м классе
(игра-путешествие).

Всего
1

Формы
контроля
Педагогическое
наблюдение

2.

3.
4.

5.
6.
7.
8.

9.
10.
11.

12.

13.

14.
15.

Решение топологических
задач.
Подготовка
учащихся
к
изучению
объемных тел.
Куб. Игра «Кубики для
всех».
Прямоугольный
параллелепипед.
Куб.
Развертка
параллелепипеда.
Каркасная модель куба.
Развертка куба.
Куб. Площадь полной
поверхности куба.
Знакомство со свойствами
игрального кубика.
Равносторонний
и
равнобедренный
треугольники.
Измерение
углов.
Транспортир.
Построение углов заданной
градусной меры.
Построение треугольника
по
трем
заданным
сторонам.
Построение
равнобедренного
и
равностороннего
треугольников.
Площадь.
Вычисление
площади фигур сложной
конфигурации
Площадь.
Измерение
площади палеткой.
Числовой луч.

1

1

Педагогическое
наблюдение

1

1

Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение

1

1

1

1

1

1

Педагогическое
наблюдение

1

1

Педагогическое
наблюдение

1

1

Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение

1

1

16. Числовой
луч. 1
(закрепление)
17. Сетки. Игра «Морской
бой».
18. Сетки.
Координатная 1
плоскость.

1
1

1
1

19. Осевая симметрия.

1

1

20. Симметрия.

1

1

21. Симметрия (закрепление).

1

1

22. Поворотная симметрия.

1

1

23. Прямоугольный
параллелепипед.
24. Прямоугольный
параллелепипед.
25. Прямоугольный
параллелепипед. Модель
развёртки параллелепипеда
26. Цилиндр.

1

1

1

1

1

1

1

1

Закрепление 1

1

1

1

29. Пирамида.

1

1

30. Пирамида.

1

1

31. Шар.

1

1

32. Обобщение
изученного 1
материала
по
теме
«Геометрические тела».
33. Мониторинг ЗУН

1

1

1

34. Геометрический КВН.

1

1

35. Геометрический КВН.

1

1

36. Геометрический КВН.

1

1

27. Цилиндр.
изученного.
28. Конус.

4. Материально-техническое обеспечение:
Технические средства:

Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение

1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
2. Магнитная доска.
3. Персональный компьютер с принтером и сканером.
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:
1. Наборы счётных палочек.
2. Строительный набор, содержащий геометрические тела: куб, шар, конус,
прямоугольный параллелепипед, пирамиду, цилиндр.
3. Демонстрационная оцифрованная линейка.
4. Демонстрационный чертёжный треугольник.
5. Демонстрационный циркуль.
5. Список литературы
1.Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная
математика. Волгоград: «Учитель», 2007.
2.Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и
упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб, 2010.
3.Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст»,
2008.
4.Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград:
Учитель, 2008.
5.Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике.
Саратов: «Лицей», 2010.
6.Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.:
Академкнига/Учебник, 2012.
7.Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2009.
8.Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей»,
2008.
9.Сахаров И. П. Аменицын Н. Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 2010
10.Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными
вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2009.
11.Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе.
М.: «Панорама», 2010.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».